Свердловская область станет пилотной площадкой для реализации федеральной целевой программы комплексной модернизации и реформирования ЖКХ.
В Екатеринбурге на межведомственном координационном совещании, посвященном обсуждению концепции программы, рассчитанной на 2010-2020 годы, подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством регионального развития РФ, правительством Свердловской области, Внешэкономбанком и Российским банком развития. Суть его в том, что регион начнет разработку и осуществление инвестиционных проектов в сфере ЖКХ. Задача государственного банка - экспертиза этих проектов и их финансирование на первом этапе, а затем привлечение ресурсов других кредитных учреждений.
Федеральная целевая программа будет разработана в апреле, и уже до конца 2010 года начнется ее реализация. Свердловская область фактически начала работу, не дожидаясь федерального финансирования. Во многом благодаря тому, что губернатор Александр Мишарин был одним из инициаторов и разработчиков ФЦП - еще в пору своей работы в федеральном центре.
- Важнейший принцип новой программы - комплексность, - подчеркнул, выступая на совещании, министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. - До сих пор мы работали по системе латания коммунальных дыр: занимались локальными ремонтами, локальным реформированием. Если хотя бы один элемент системы выпадет, реформа в муниципалитетах двигаться не будет.
Другое важнейшее требование для получения федерального софинансирования, как разъяснила директор департамента ЖКХ Минрегионразвития Ирина Булгакова, - прозрачность проектов. Они должны быть понятными и населению, и банкам, за счет привлечения средств которых планируется в основном проводить модернизацию и инженерной инфраструктуры, и жилищного фонда.
Правда, для осуществления последней задачи необходимо внести изменения в федеральное законодательство: пока в нем не прописан механизм участия собственников жилья в такого рода проектах.
Необходимость привлечения в отрасль кредитных ресурсов сегодня очевидна.
- Пока мы вкладываем только бюджетные деньги, не успеваем за износом: нас "догоняют" инерционные процессы, недовложения 80-90-х годов в жилищно-коммунальный комплекс, - прокомментировал тенденцию губернатор Тюменской области Владимир Якушев.
Глава региона продемонстрировал графики: несмотря на существенный рост капиталовложений в коммунальную сферу в благополучные, предкризисные годы, количество аварий, связанных с износом инфраструктуры, растет еще быстрее. То есть для того, чтобы предотвратить кризис в коммунальной отрасли, вкладывать в нее нужно на порядок больше средств и очень оперативно.
Успешный опыт такого рода в России есть. Им поделился с уральцами советник главы Петропавловска-Камчатского Василий Никифоров. В этом городе за два года полностью оснастили приборами учета жилфонд и социальную сферу, не потратив при этом ни копейки из бюджета. Механизм вполне рыночный: взяв кредит, заключили энергосервисный контракт. Возврат заемных средств осуществляется за счет экономии. По словам Никифорова, приборы окупаются за год-полтора, кредиты в целом могут быть возвращены в течение семи-восьми лет - даже без повышения коммунальных тарифов.
Этот ресурс действительно очень существенный. Так, в Краснотурьинске Свердловской области, затратив 442 миллиона рублей на установку приборов учета, получили 137 миллионов экономии бюджетных средств на оплату услуг ЖКХ. Потребление тепловой энергии снизилось на 53 процента, воды - еще более существенно. По оценке западноевропейских экспертов, в результате модернизации коммунального комплекса Екатеринбурга экономия может достичь 40 либо даже 70 процентов (просчитывалось два варианта обновления материальной базы "коммуналки"). Создание современной системы учета энергоресурсов - это первый обязательный шаг в ходе реализации целевой программы. Как подчеркнул Виктор Басаргин, "если отапливается воздух, то население за это платить не будет".
Отметим, что концепция новой реформы вообще предполагает переход к долгосрочному тарифу. Это, по мнению губернатора Челябинской области Петра Сумина, позволит прогнозировать экономическую и социальную обстановку. Хотя сам принцип возвратности и платности вложений в модернизацию ЖКХ под сомнение не ставится, финансовая нагрузка на население должна быть посильной.
Николай Винниченко, полномочный представитель президента РФ в УрФО:
- 30 процентов расходной части муниципальных бюджетов используется на нужды теплоснабжения. Важнейшее условие перехода сферы ЖКХ к рыночным условиям хозяйствования, устойчивому функционированию и качественному обслуживанию потребителей - комплексный подход к энергосбережению. Одно из главных направлений работы власти в части повышения энергоэффективности - привлечение инвестиций в эту сферу. Отмечу, что потенциал энергосбережения Уральского федерального округа оценивается в 25 миллионов тонн условного топлива, из них 8-9 миллионов тонн - в ЖКХ.