Малый бизнес Челябинской области оказался заложником новой тарифной политики региона

Для предприятий Челябинской области, одного из наиболее пострадавших от кризиса регионов, рост энерготарифов становится ощутимым препятствием для развития. Новые принципы тарифоообразования неожиданно оказались очень болезненными для малого и среднего бизнеса.

Особенностью нынешнего повышения тарифов на Южном Урале стала их резкая дифференциация для различных категорий потребителей. Так, для крупного бизнеса, использующего преимущественно высокое напряжение, рост составил порядка восьми процентов. "Малыши" ощутили на себе 18-процентное повышение. Наконец, для основной массы промышленных предприятий, не причисляющих себя к гигантам индустрии, увеличение тарифа составило более 40 процентов по сравнению с прошлым годом.

- Это обусловлено переходом на общепринятую систему расчетов, - поясняет начальник отдела госрегулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию Единого тарифного органа (ЕТО) Челябинской области Татьяна Кучиц.

Методика формирования тарифов не предполагает разделения потребителей по видам деятельности, ее значимости или социальной нагрузке. Единственными критериями остались чисто экономические - уровень напряжения и график использования мощности. Таким образом, нагрузка между всеми потребителями теперь распределилась равномерно, но зато величина "тарифного скачка" оказалась очень разной. Наибольшие потери понес средний и малый бизнес, с которым между тем власти связывают антикризисные чаяния.

- Изменение тарифов напрямую влияет на экономическую активность малых и средних предпринимателей, и без того пострадавших от кризиса. Прежде всего на тех, кто занимается производством, - говорит председатель челябинского областного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса Александр Калинин.

Представители непроизводственного сектора тоже уверяют, что балансируют на грани. Обращения из Златоуста, Красноармейского района, Южноуральска и других территорий области в региональное отделение с начала года идут валом. На повышение расходов на электроэнергию на 46-47 процентов жалуются специализирующиеся на оказании услуг индивидуальные предприниматели, владельцы магазинов: "Покупательский спрос снижается, а издержки растут - как работать?"

Не так давно сложившаяся ситуация стала предметом обсуждения в Законодательном собрании области. Проблема, однако, в том, что возможности регулирования предельных уровней тарифа, равно как и темпов снижения перекрестного субсидирования, на региональном уровне крайне ограничены: на 80 процентов "правила игры" определяет Федеральная служба по тарифам.

Показательно, что новый подход не слишком радует и энергетиков. И дело даже не в том, что с крупными потребителями работать куда удобней. Просто следствием резкого тарифного скачка может стать столь же резкое увеличение доли неплатежей со стороны "малышей". А потом и общее снижение потребления - ведь следствием роста издержек может стать массовый уход с рынка субъектов малого и среднего бизнеса.

Достижения нескольких лет в части поэтапной и относительно безболезненной ликвидации "перекрестки" перечеркнуты одним решением, признают представители ЕТО. Но отмечают, что большинство российских регионов, избавляясь от перекрестного субсидирования, пережили схожие проблемы еще в 2005 году. И здесь многое зависит от того, насколько быстро хозяйствующие субъекты перестроят свою работу, научатся управлять затратами.

Беда лишь в том, что на фоне бурного роста экономики перестраиваться и учиться было все-таки проще, чем сегодня, когда цена такой "перестройки" для региональной экономики может оказаться неоправданно дорогой.

Комментарий

Семен Мительман, председатель комитета по экономической политике Законодательного собрания Челябинской области:

- Происходящее, при всей объективности изменений, вызывает беспокойство. С одной стороны, мы говорим о поддержке малого бизнеса, с другой - добавляем плату средним и мелким предпринимателям, тем самым опосредованно возвращая "перекрестку". К тому же часть нагрузки взяли на себя бюджетные организации - рост тарифов для них составил 50 процентов. Что можно сделать в этой ситуации? Банки, к примеру, предлагают специальные программы поддержки предпринимателей. Почему не поработать в этом направлении поставщикам ТЭР и регулирующим органам?

Справка "РГ"

Челябинская область из соображений социальной стабильности до последнего сохраняла перекрестное субсидирование. В частности, уже второй год подряд из тарифов исключено повышение зарплаты работникам обслуживающих организаций. В 2010 году накладные расходы организаций - поставщиков услуг сокращены на 10 процентов, а из заявок энергоснабжающих организаций исключены расходы на 4,3 миллиарда рублей.

Такая политика неоднократно вызывала критику со стороны энергетиков, промышленников и экспертов в области экономики. По графику, утвержденному Министерством регионального развития РФ и федеральным Фондом содействия реформированию ЖКХ, до конца 2011 года все регионы России должны полностью отказаться от "перекрестки".

Однако в 2010 году рост тарифов по Челябинской области был принят на уровне 15,6 процента, а для населения - 10,5. Увеличение тарифов для потребителей электроэнергии низкого и среднего напряжения произошло более высокими темпами. В итоге объем перекрестного субсидирования не только не сократился, но даже увеличился.