Сегодня РЖД начинает эксперимент по борьбе с безбилетниками в пригородных электричках. Он продлится месяц и пока коснется только четырех поездов, курсирующих по маршруту Москва - Тверь с минимальным количеством остановок.
Как сообщили "РГ" в компании, если эксперимент удастся, то он будет распространен и на других направлениях.
Для входа пассажиров на конечных станциях будет открыта только одна дверь в каждом вагоне. Причем войти в него на конечных станциях можно будет только при предъявлении билета разъездному кассиру. На других остановках в пути следования посадка и высадка будет производиться из обеих дверей всех вагонов. Тем, кто решил схитрить и купил дешевый билет до ближайшей остановки, в этих составах придется несладко. В пути следования кондукторы будут проверять билеты у вошедших пассажиров.
Безбилетный проезд - одна из основных проблем пригородного сообщения. Оно не приносит прибыли, а в некоторых регионах вообще существует на дотации из бюджетов субъектов Федерации. Порой приходится и вовсе закрывать пригородные маршруты. В этом есть "заслуга" и безбилетников. По оценкам РЖД, только на крупных железнодорожных узлах количество "зайцев" от общего пассажиропотока составляет примерно 30 процентов. Усиливая контроль, РЖД рассчитывает постепенно решить проблему безбилетного проезда. Напомним, что согласно постановлению правительства в этом году прекращено перекрестное субсидирование пригородных перевозок за счет прибыли от грузовых. И в 2011 году электрички должны стать безубыточным видом транспорта.
Но нельзя оборудовать все перроны турникетами, которые существуют на крупных пригородных вокзалах. Это экономически необоснованно и невыгодно, говорят эксперты. На маленьких станциях в зимний период в электричку садятся не более 200 человек в день. Поэтому в крупных посадочных узлах со среднесуточным пассажиропотоком свыше 2-2,5 тысячи человек турникеты продолжат внедрять. В прошлом году они были установлены на 19 вокзалах, станциях и остановочных пунктах сети железных дорог. В 2010 году запланирована модернизация и замена турникетов предыдущего поколения на московских вокзалах. Всего с 1999 по февраль 2010 года автоматизированные системы оплаты и контроля проезда были установлены на 150 объектах пригородного пассажирского хозяйства двенадцати железных дорог, был оснащен 41 вокзал и 109 остановочных пунктов.
Благодаря внедрению технологии автоматизированного контроля проездных документов с использованием турникетных комплексов на станциях и остановочных пунктах участка Москва - Раменское Московской железной дороги продажа билетов увеличилась в 2,4 раза, а выручка возросла в 3 раза, при этом достигнут рост продажи билетов не только на этих станциях, но и на всех станциях и остановочных пунктах Рязанского направления.
Для борьбы с "зайцами" все средства хороши. Обсуждается вопрос и введения более высоких штрафных санкций. Согласно административной ответственности штраф за безбилетный проезд в электропоездах составляет 100 рублей. Иногда эта сумма меньше, чем стоимость самого проезда. Кстати, штрафы за безбилетный проезд в странах Европы больше. Например, в Финляндии 80 евро, в Бельгии и Германии по 50 евро.