25.02.2010 00:00
    Поделиться

    Развитие государственно-частного партнерства в ЖКХ встречает противодействие со стороны бизнеса

    Развитие государственно-частного партнерства в первую очередь в российском ЖКХ, о чем еще в 2003 году объявило правительство страны, в некоторых городах встречает противодействие со стороны представителей бизнеса.

    В Самаре ЗАО "Предприятие тепловых сетей" в суде пытается оспорить законность проведения муниципального тендера на право передачи в аренду имущества МП "Самараводоканал". 25 января текущего года арбитражный апелляционный суд отказался удовлетворить его ходатайство о приостановлении проведения конкурса. Итоги тендера должны быть подведены 6 апреля.

    Несколько лет назад правительство Российской Федерации провозгласило путь на развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) как наиболее эффективного способа управления социально-значимыми объектами инфраструктуры. В ответ на это партия "Единая Россия" выступила с инициативой разработать государственную программу "Чистая вода", одной из целей которой является создание благоприятных условий для привлечения частного бизнеса в коммунальное хозяйство.

    А на Международном инвестиционном форуме в Сочи в 2007 году руководством страны в очередной раз было подчеркнуто, что в "масштабных проектах модернизации ЖКХ будут широко использоваться возможности не только государства, но и частных инвесторов, причем с выгодой и для них самих, и для государства" (как пишет ИА "Росбалт").

    Партнерство бизнеса и государства успешно зарекомендовало себя во всем мире. Кстати, опыт работы частных компаний в коммунальной отрасли на недавнем совещании в минрегионе обсуждали представители стран Восточной Европы, Кавказа и Средней Азии (ВЕКЦА). И, судя по их выступлениям, результаты деятельности частных операторов в сфере водоснабжения и водоотведения достаточно высоки. Например, в Армении 96 процентам потребителей "Ереванводоканала" с приходом частного оператора Veolia Water были установлены приборы учета воды, энергопотребление снизилось в 1,5 раза, а собираемость платежей с потребителей составила 97,6 процента.

    ГЧП предполагает управление частной компанией совместно с муниципалитетом инфраструктурой города. В данном случае речь идет об управлении объектами водоснабжения и водоотведения Самары. Важно понимать, что управление не подразумевает передачу в собственность: собственником имущества по-прежнему остается город, а частная компания лишь арендует имущество и вкладывает средства в его модернизацию и ремонт. Так что рассуждать о том, нужно или нет ГЧП в условиях более чем 70-процентной изношенности коммунального хозяйства страны, бессмысленно. То же самое можно сказать и о Самаре, где состояние водопроводно-канализационного хозяйства весьма плачевное. По данным некоторых открытых источников, МП "Самараводоканал" "сегодня не развивается, а занимается латанием дыр". СМИ со ссылкой на руководство предприятия приводят цифру в 500 миллионов рублей, которые требуются водоканалу ежегодно "для обеспечения нормальной эксплуатации сетей и сооружений".

    Поэтому главный вопрос заключается в том, каким образом выстраивать ГЧП. В России на сегодня существует один механизм передачи муниципального имущества в аренду - путем проведения конкурсов. В 2004-2006 годах была заключена большая часть всех существующих сегодня контрактов ГЧП в водной сфере России. В сентябре 2009 г. конкурс на заключение договоров долгосрочной аренды объявил муниципалитет Самары.

    В конкурсе участвовало 8 предприятий: ОАО "Российские коммунальные системы", ООО "Водные проекты", ООО "РВК-Самара", ЗАО "Экополимер-М", ОАО "Облводоканал", ООО "Гриф-2008", ООО "НОВОГОР-Прикамье" и ЗАО "Предприятие тепловых сетей".

    Из них три компании представляют крупнейших на сегодня операторов в сфере ЖКХ в России: ОАО "Российские коммунальные системы" (РКС), ООО "Водные проекты" (ОАО "Евразийский") и ООО "РВК-Самара" (ГК "РОСВОДОКАНАЛ").

    В прошлом году, по сообщениям прессы, административное дело было возбуждено в отношении руководства самого ЗАО "Предприятие тепловых сетей" в связи с отключением горячей воды за долги в одном из районов Самары.

    Много вопросов и к ОАО "Облводоканал". Это предприятие образовалось в августе 2009 года. Но уже в сентябре решило участвовать в конкурсе на право аренды имущества муниципального предприятия.

    По итогам рассмотрения заявок борьбу за право аренды городского водоканала должны были продолжить только четыре компании. Выбывшие еще на первом этапе участники, в том числе ОАО "Облводоканал" и ЗАО "Предприятие тепловых сетей", решили оспорить решение об их отстранении в суде, а ЗАО "Предприятие тепловых сетей" и вовсе начало добиваться признания конкурса незаконным.

    Как писали СМИ, по мнению представителей ЗАО "Предприятие тепловых сетей", конкурс изначально был объявлен с нарушением и поэтому должен быть признан незаконным. Выбывший участник считает, что в случае передачи имущества в аренду с целью привлечения инвестиций конкурсная документация должна оформляться в соответствии с законом о концессионных соглашениях. И эту точку зрения он также пытался отстоять в суде. Однако 25 января этого года арбитражный апелляционный суд отменил решение суда нижестоящей инстанции и отказался удовлетворить ходатайство ЗАО "Предприятие тепловых сетей" о принятии обеспечительных мер в виде приостановления проведения конкурса.

    Информация о попытке отмены конкурса вызвала у некоторых его участников удивление. "Мы знаем только о том, что "Предприятие тепловых сетей" хочет восстановить свое право на участие в тендере, и поэтому, мягко говоря, странно было бы с их стороны оспаривать одновременно и сам конкурс", - недоумевает первый заместитель генерального директора ГК "РОСВОДОКАНАЛ" Игорь Медведев. Его слова цитирует "Самарское обозрение" в одном из своих январских номеров.

    По его мнению, это может означать лишь заинтересованность ЗАО "Предприятие тепловых сетей" в срыве конкурса.

    Эту точку зрения поддержали и другие участники тендера. Некоторые обратили внимание на то, что концессия пока нигде в стране не работает из-за отсутствия подзаконных актов, а аренда уже довольно распространенная практика. Если бы суд встал на сторону истца и конкурс в итоге был бы отменен, в первую очередь пострадал бы город и его жители. В этом случае муниципальное предприятие рисковало остаться без арендатора, а следовательно, и без значительных финансовых вливаний, которые могли бы улучшить ситуацию в водопроводно-канализационном хозяйстве (ВКХ) города.

    Реакция этих компаний на действия ЗАО "Предприятие тепловых сетей" вполне понятна: ОАО "РКС" - многопрофильный оператор коммунальных услуг - обслуживает водопроводно-канализационные сети 5 регионов. ОАО "Евразийский" работает в 2 регионах страны. ГК "РОСВОДОКАНАЛ" развивает ГЧП в 7 регионах России и на Украине (г. Луганск).

    Все эти компании успешно управляют водоканалами, инвестируя в модернизацию, переоборудование и строительство новой инфраструктуры водоснабжения и водоотведения городов и тем самым улучшая качество предоставляемых услуг.

    Чем закончится конкурс в Самаре, трудно прогнозировать. Очевидно одно: если в России управлять муниципальными хозяйствами в большинстве своем упадочными, но при этом стратегически важными придут непрофессионалы, то потребителям ждать изменений к лучшему вряд ли стоит. Такие же перспективы возможны и в том случае, если имущество городов так и останется в управлении муниципалитетов, которые из-за недостатка финансирования не смогут обеспечить должного развития коммунального хозяйства.

    Поделиться