По рейтингу российских дорог, опубликованному в декабре 2009 года центром стратегических исследований Росгосстраха, липецкие магистрали занимают третье место в стране.
Новые километры "Дона"
Три года назад в области создано управление дорог и транспорта, которое должно координировать работу предприятий этих отраслей. В регионе около 6 тысяч километров автотрасс, в том числе федеральных почти 400 километров. По словам начальника управления Сергея Салогубова, с самого начала приняли решение нести ответственность за все дороги на территории области, не разделяя их на муниципальные, региональные и федеральные. И в этом году планируется завершить строительство необходимых для области магистралей - восточного обхода промышленной зоны Липецка и обхода Ельца на трассе "Дон". Основное назначение первой трассы - обеспечить перевозки особой экономической зоны промышленно-производственного типа \"Липецк\". Резиденты ОЭЗ уже выпускают различную продукцию, которая отгружается в другие регионы, на предприятия поступают комплектующие. Сегодня этот поток машин идет через Липецк. Новая трасса разгрузит городские улицы, улучшит экологическую обстановку. Кроме этого, она позволит вывести транзитный транспорт за пределы областного центра. Финансирование объекта ведется из областного и федерального бюджетов.
Второй объект - это 57-километровый участок на федеральной трассе "Дон", который пойдет в обход Ельца. Он строится по новейшим технологиям с использованием современного материала, который позволит повысить качество дорожного покрытия и существенно увеличить межремонтные сроки.
Новый 12-километровый участок автомагистрали "Дон" будет построен в обход села Яркино Становлянского района на границе с Тульской областью. Россияне получат комфортабельную магистраль, где особое внимание уделено безопасности движения. Здесь предусмотрены все условия для скоростного движения, качественное освещение, сервис и даже вертолетные площадки для оперативной медицинской помощи. После ввода в эксплуатацию почти 70 километров федеральной трассы "Дон" этот участок будет передан государственной компании "Российские автомобильные дороги" для обеспечения платного проезда в направлении Москва -Новороссийск с выходом на Сочи.
Второй год прокладывается дорога в особую экономическую зону регионального уровня "Тербуны". Выполнены основные подготовительные работы, и к 65-летию Великой Победы она будет сдана в эксплуатацию.
Активная работа ведется по улучшению состояния сельских дорог. Кроме этого, на карте области появились новые "школьные" маршруты, которые были проложены в прошлом году в связи с реформированием образования и объединением школ.
В планах - авиатакси
В настоящее время в регионе более 200 предприятий работает при участии иностранного капитала. Значительно расширилась география производства и появилась необходимость в авиационных перевозках продукции, которую выпускают заводы особых экономических зон. Менеджеры компаний несколько раз в год отправляются в свою страну, как правило, из аэропортов Москвы, а это занимает много времени, которое, как известно, дорого. В связи с этими и многими другими причинами в регионе начали решать вопрос о строительстве международного аэропорта. В 2008 году по решению правительства РФ липецкому аэропорту был присвоен статус международного. Он включен в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)". Проектные работы выполнены за счет федеральных средств и сейчас направлены на госэкспертизу. Следующий этап - модернизация аэропорта, которая включает в себя в первую очередь создание международного пункта пропуска и затем строительство инфраструктуры. Пока идут подготовительные работы, руководство области приступило к реализации проекта по созданию своего авиаперевозчика. В Усманском районе началось строительство завода по производству самолетов "Сигма Классик", которые относятся к малой авиации. Здесь же расположится сервисный центр для их обслуживания, гостиничный комплекс, учебный центр подготовки пилотов-любителей. Первый самолет планируют выпустить в конце года. В дальнейшем эта техника будет использоваться для авиаперевозок между городами области и соседних регионов, а также для проведения авиационных работ в сельском хозяйстве, лесоохране, экологическом мониторинге, охране правопорядка, скорой медицинской помощи. Создаваемая авиакомпания будет базироваться в международном аэропорту Липецк.
Обновленная сеть
Липецкая область одна из первых в Российской Федерации в 2009 году подписала с Министерством регионального развития РФ соглашение о поставках в область спецтехники и автотранспорта на условиях софинансирования - 70 процентов федеральных средств, 30 процентов - региональных. По нормативам срок эксплуатации пассажирских транспортных средств не должен превышать 8 лет, в области средний возраст автобусов - 10 лет. Новая программа открыла много новых возможностей. Для того чтобы в ней участвовали и муниципалитеты, руководство области приняло решение выплату территориальных процентов поделить. В итоге муниципалитеты вносили 40 процентов за новую технику, область - 60. Это позволило приобрести 61 автобус, 20 единиц дорожной техники, обновить автопарк коммунальных служб, правоохранительных органов. И несмотря на экономические сложности, в регионе сохранили всю маршрутную сеть. Появилось три новых социально значимых маршрута, на которых перевозят льготников всех категорий.
В год 65-летия Великой Победы в регионе нашли возможность обеспечить бесплатный проезд по области на автобусах. С 1 мая по 31 декабря этого года смогут бесплатно курсировать по региону участники и инвалиды ВОВ, бывшие несовершеннолетними узники концлагерей, блокадники Ленинграда.
В текущем году Липецкая область также будет принимать участие в приобретении техники на условиях софинансирования. Управление дорог и транспорта уже направило в минрегион заявку на получение субсидий в размере 77 миллионов рублей из федерального бюджета.