26.02.2010 00:46
    Поделиться

    Олег Королев: Надо не жаловаться на отсутствие налогооблагаемой базы, а искать возможности ее увеличить

    В этом году в регионе завершится инвентаризация земель

    Как развивается местное самоуправление в регионе? Какие дополнительные возможности открыл 131-й федеральный закон за время его реализации? На вопросы "РГ" ответил глава администрации Липецкой области Олег Королев.

    Олег Королев: По моему глубокому убеждению вопрос развития местного самоуправления нельзя рассматривать как "один из", через запятую в ряду других проблем, пусть и немаловажных. Для страны, для любого региона это - базис. Основа для строительства полноценного гражданского общества. Это подсказывает и мировой опыт - да и житейский, впрочем. Власть на местах - самая близкая, она на виду. Человеку, может быть, и не столь важно знать, кто руководит областью - но ему необходимо обращаться за помощью к тому, кто наделен властными полномочиями в его райцентре, в его поселке. Свет, тепло, вода, газ, дороги - не абстрактные понятия. И за то, чтобы свет горел, чтобы дороги расчищались, ответственность в первую очередь несет глава территории - того же сельского поселения. И его первейшая задача в том, чтобы жители со своими проблемами не остались забыты. Есть целый комплекс вопросов, которые должны решаться на месте. Для каких-то глобальных стратегических задач есть региональный и федеральный уровни власти. Но именно отлаженная работа на местах позволяет решать стратегические задачи, не отвлекаясь на "текучку".

    Российская газета: Еще до вступления в силу 131-го федерального закона вы заявили, что не станете пользоваться возможностью переходного периода, предусмотренного этим документом, а введете его сразу на всей территории региона. Рисковали?

    Королев: Я бы так не сказал. Скорее, трезво оценивали свои возможности и перспективы. Да, можно было бы, что называется, "потянуть время" - но зачем? Мы готовились к реализации закона, плотно работали с главами муниципальных образований. И отдавали себе отчет, насколько сложным, непривычным окажется первый этап его реализации, как тяжело придется руководителям поселений переходить на новые принципы работы. Но это было необходимо - и мы не стали затягивать. И время показало, что оказались правы.

    РГ: Так или иначе, финансовые возможности территорий неравноценны. А отсутствие налогооблагаемой базы во многих поселениях, не имеющих ни производственных предприятий, ни крепких агрокомплексов, давно стали притчей во языцех...

    Королев: Все подобные суждения идут от слабости и неумения организовать работу. Надо не жаловаться на отсутствие налогооблагаемой базы, а искать возможности ее увеличить. А возможности такие есть почти всегда. Скажем, наведите порядок с учетом земель - вот вам существенный резерв для пополнения казны. Пойдите навстречу людям, поддержите частную инициативу по созданию небольших предприятий...

    Да, есть поселения, которые крайне сложно "поднять". Но и здесь есть варианты - объединить их с более сильными. У нас это делается - проводятся референдумы, укрупняются муниципальные образования. Сильный обязан помочь слабому - делается одно большое дело.

    Не буду скрывать - нужны средства на развитие территорий, нужны дополнительные отчисления. Мы в администрации области подготовили свои предложения на этот счет, решение по которым - в компетенции федеральных органов власти.

    РГ: Вы упомянули земельный учет как один из основных источников пополнения местных бюджетов. А как обстоят дела с инвентаризацией земель в регионе?

    Королев: Планируем завершить этот тяжелейший процесс в нынешнем году - деятельность в этом направлении идет полным ходом. Наведем порядок, пойдут платежи, появятся дополнительные возможности для развития.

    РГ: Что вы вкладываете в понятие развития территорий?

    Королев: Как вы думаете, благоустройство - разве не элемент развития? Еще какой! Туда, где все заброшено и убого, никакой инвестор не пойдет, как его ни уговаривай. Да что инвестор - сами жители при малейшей возможности будут уезжать оттуда. Между тем задача власти на своем месте - обеспечить социальный мир на основе решения двух задач. Первая из них - обеспечить занятость. Вторая - дать людям увидеть перспективу. Казалось бы, простые вещи. Но в них заключен смысл нашей работы.

    РГ: А как власти следует выстраивать отношения с малым бизнесом?

    Королев: Малый бизнес - продукт той среды, которая сложилась на территории его деятельности. И если власть к нему равнодушна или думает о том, как бы "урвать" кусок пожирнее, - толку не будет. И не будет развития. Здесь нужны прозрачные и доверительные отношения. Как в семье - в самом хорошем смысле этого слова. Будет доверие, взаимное уважение - будет и результат.

    Но таким отношениям надо учиться. Предприимчивость - это талант, данный не каждому. На Западе сложилась система "взращивания" будущих бизнесменов. У нас этого пока нет. А есть, к сожалению, настороженное отношение к бизнесу и недавняя историческая память, связанная с понятием "спекулянт". Нужно иное: поддерживать таких людей, всячески поощрять инициативу. Помнить, что от этих людей во многом зависит и занятость населения, и благосостояние территории.

    РГ: От инициативности местных властей зависит и реализация многих федеральных проектов. Пример тому - реализация в регионе программы капитального ремонта и переселения граждан из аварийного жилья, которую осуществляет Фонд содействия реформированию ЖКХ. Известно, что не только областной центр, но и районные - Грязи, Елец, Усмань - активно включились в нее и осваивают выделенные средства...

    Королев: Безусловно, от активности муниципалитетов зависит многое. Но в первую очередь здесь необходимо говорить о слаженной и эффективной работе российского правительства. Подобных программ просто не было - а мне есть с чем сравнивать. И если федеральная власть в 2009-м - кризисном! - году находит возможность увеличить финансирование на капремонт и переселение из ветхого жилья - это о многом говорит. Об устойчивости, о стабильности, об эффективности власти. Это ярчайший пример того, как федеральные инициативы воплощаются в жизнь на местах. Мы получили в прошлом году полтора миллиарда рублей по этой программе. Конечно, освоили эти средства - а как иначе? И работа в этом направлении продолжается.

    РГ: Олег Петрович, какими же "базовыми качествами", на ваш взгляд, должен обладать руководитель муниципалитета, чтобы обеспечивать эту самую стабильность и эффективность на своем уровне?

    Королев: Для любого руководителя важно чувствовать время и себя в нем. Не надо поддаваться стереотипам - мол, кризис на дворе, движение замедляется... Ничего подобного! Страна идет путем модернизации, осуществляются дерзкие проекты. И этот вызов времени надо осознавать - на любом уровне.

    Поделиться