На фоне кризисных явлений бизнес будет пытаться уйти от налогов через применение разных схем, предупредил вчера вице-премьер, глава минфина Алексей Кудрин на коллегии Федеральной налоговой службы.
Налоговики в ответ попросили обеспечить им доступ к банковской тайне, усилить работу "зарплатных" комиссий в регионах и обещали возобновить в этом году "показательные" проверки крупных компаний в наиболее подозрительных с их точки зрения отраслях. В этом году налоговики придут к представителям фармацевтической отрасли.
Беспокойство главы минфина по поводу возможного всплеска теневых схем понятно. Хотя Кудрин и прогнозирует, что цены на нефть в этом году составят примерно 70 долларов за баррель, дефицит бюджета все равно не маленький - почти 7 процентов ВВП. К тому же уже в среднесрочной перспективе нефтяные котировки могут снова пойти вниз: пока они поддерживаются большими бюджетными вливаниями стран и запасом ликвидности в банках, что подогревает спекулятивный спрос. Но из антикризисных мер государства начинают постепенно выходить. Соответственно, количество "свободных" денег уменьшится, вложения в сырье - тоже. Дефицит в российской казне при этом будет сохраняться, но его надо сокращать - до 3 процентов ВВП к 2012 году. А возможностей для этого, как известно, немного. К тому же, напомнил Кудрин, минфин готов несколько уменьшить в следующем году налоговую нагрузку на бизнес: страховые платежи могут вырасти не до 34, а до 32 процентов, для инновационных предприятий ставки останутся на уровне нынешних 14 процентов. Но такая льгота опять же будет стоить денег бюджету. Так что вопрос со сбором налогов, судя по всему, становится особенно острым.
Между тем бизнес пытается сохраниться на плаву и минимизировать налоговые платежи, часть предпринимателей переходит в теневой сектор, тревожится Кудрин. Пока, правда, по его словам, это не стало массовым явлением. Но, как стало понятно из выкладок главы ФНС Михаила Мокрецова, первые "звоночки" уже есть. Причем данные Мокрецова просто наталкивают на вывод, что не все чисто и с предприятиями, получавшими в кризис господдержку. Так, в прошлом на госгарантии по банковским кредитам было выделено более 170 миллиардов бюджетных рублей. Но поступление налогов от 58 предприятий, которые за счет такой меры получили доступ к ссудам, сократилось по сравнению с 2008 годом в 10 раз, подсчитал Мокрецов. Металлургам, рассказал он, кроме того, еще и ускоренно возмещали из бюджета налог на добавленную стоимость (НДС), а они по итогам 9 месяцев показали убытки. И при этом в 2008 году, на фоне разраставшегося кризиса, они выплачивали акционерам дивиденды.
С возмещением НДС ситуация вообще складывается любопытная. Этот налог, напомним, возвращают экспортерам и при осуществлении некоторых операций на внутреннем рынке. Однако экспорт в прошлом году сократился почти на 40 процентов, возмещение НДС упало всего на 13 процентов, вернуть пришлось более 900 миллиардов рублей. НДС возвращается и при расходах на капитальное строительство. Но и здесь "концы" не сходятся: возмещение выросло, инвестиции в основной капитал - снизились. Незаконное возмещение НДС из бюджета обычно проводится через цепочки фирм-однодневок, которые и создаются исключительно для незаконных проводок и обналичивания денег. Они всегда были "головной болью" налоговиков. В кризис она только усилилась. К тому же за последние годы возможности налоговиков по проверкам сузились: ограничены сроки их проведения, введен запрет на повторное истребование уже однажды представленных документов. Но ловить "однодневки" надо оперативно, фирмы исчезают сразу после проведения незаконных операций.
Развернуть новый этап борьбы с махинаторами ФНС хочет, получив доступ к базе данных Центробанка, Росфинмониторинга и информации коммерческих банков. "Основным механизмом выявления лиц, вовлеченных в схему уклонения от налогообложения, является анализ движения денежных средств на счетах банков", - считает замруководителя ФНС Татьяна Шевцова. Сейчас все это делается через запросы. Но на это уходит время. К тому же, сетует Шевцова, коммерческий банк может и отказать налоговикам в предоставлении информации, а штраф за незаконный отказ - всего 10 тысяч рублей. По ее мнению, принимать поправки в Налоговый кодекс, открывающие налоговикам доступ к банковской тайне, надо как можно скорее. Мокрецов убежден, что доступ к базе ЦБ и Росфинмониторинга позволит проводить дистанционный анализ и выявлять зоны риска, не нервируя понапрасну бизнес.
Тем временем уже в этом году налоговики планируют возобновить проверки крупного бизнеса в одной из выбранных отраслей. Такой опыт у них уже есть: проверяется какая-либо крупная фирма, вызывающая подозрение, а эффект достигается по всей отрасли. Подобные "показательные" операции проводились в свое время в нефтянке, в докризисном 2008 году - в торговле. По итогам последней поступления налогов от торговцев выросли на 38 процентов, достигается "волновой эффект", говорит Шевцова. В этом году налоговики избрали объектом пристального контроля фармацевтическую отрасль. Причин несколько - это и социальный аспект, и бюджетные расходы - в России импортные лекарства в три-четыре раза выше, чем в других странах. И снижение налоговых платежей при хорошем росте отрасли. Интерес налоговиков подогрели и данные таможенной службы: практически весь импорт лекарств идет через Кипр, Мальту, Объединенные арабские эмираты, хотя основными производителями являются Индия, Германия и Италия. Налицо завоз товара через офшоры.
Впрочем, параллельно налоговики приготовили гражданам и бизнесу и хорошие новости. Вскоре из их лексикона уйдет слово "доначисление", обещал Мокрецов. То есть налоговики не будут стараться во что бы то ни стало выставить проверяемой фирме дополнительный счет по уплате налогов. Пока, пенял им Кудрин, во время таких проверок налоговые органы "наезжают" на налогоплательщиков. Правда, тут, посочувствовал он, есть проблема: налоговики опасаются, что если они ничего не доначислят, к ним будут претензии у правоохранительных органов, прокуратуры. Мокрецов, в свою очередь, пояснил: курс взят на проверки, основанные на предварительном анализе. Сейчас выездные налоговые проверки составляют всего 1,3 процента от общего числа проверок, подсчитала Шевцова.
А для граждан уже в конце этого года ФНС откроет доступ к информации о том, как рассчитываются их налоги. Ресурс "Личный кабинет", при помощи которого можно узнать о своей налоговой задолженности и распечатать платежки, служба запустила еще в конце прошлого года. Но налогоплательщики хотят знать, как именно производятся расчеты. Сейчас из-за недостоверных или неполных баз данных в них может закрасться ошибка, о которой налогоплательщик и не подозревает. Раскрывать формулу расчета служба планирует сразу после того, как выйдет закон об электронной цифровой подписи: доступ к такой информации должен быть ограничен, пояснил Мокрецов.