01.03.2010 00:15
    Поделиться

    Сергей Соловьев показал новый фильм "Одноклассники"

    Фильм "Одноклассники" ждали. И как новую работу Соловьева, и еще потому, что интриговало название. И хотя сам Сергей Александрович всячески отрицает связь с сайтом "Одноклассники.ру" и говорит, что такое слово есть в словаре Даля, все равно с ассоциациями времени ничего не поделаешь.

    Однако, посмотрев картину, понимаешь, что действительно ничего общего с популярным Интернет-ресурсом она не имеет, и вряд ли его пользователи являются ее аудиторией. Уж скорее она снята для блоггеров "Живого журнала", а еще точнее - для пользователей ресурса "ВКонтакте". Ибо, как считают ровесники героев картины - этот сайт больше для них, а вот "одноклассники. ру"  для пап и мам - нынешнего поколения 40-летних.

    Сергей Соловьев очень занимательно рассказывает историю создания картины. Мол, его ученица Соня Карпунина написала кусочек сценария, из которого потом вырос фильм. Причем Соня первоначально намеревалась снимать свой сюжет по-другому. Но Соловьев его увидел так, как увидел, и взамен на то, что девушка уступит ему сценарий, предложил ей сыграть главную роль.

    В итоге фильм, сделанный, по выражению режиссера, в тепло-золотистых тонах, по картинке  - "расхристанный с пересветками", получился настолько соловьевским в стилистике, в интонации - во  всем, что выглядит логичным продолжением всех его предыдущих картин. Благо, такому пониманию фильма помогают еще и цитаты - из "Ассы", из "Анны Карениной", из картины "Черная роза - эмблема печали"…

    Для меня Сергей Соловьев в своем творчестве всегда был загадкой. Посмотришь на него в жизни, послушаешь, как он говорит, и кажется, что все в нем понятно и просто. Обычный земной человек, каких много, умный менеджер, толковый распорядитель. Иногда создается впечатление, что своей манерой общения он словно заигрывает с молодежью, не желая окончательно взрослеть сам. Откуда же в его картинах прорывается некий потусторонний сюрреализм, объемные художественные образы, нечто от мира хиппи? В них отслеживается связь нескольких поколений, причем не всегда понимаешь, какое из них старшее.

    Так же и в этой картине. Все, что касается слова  "одноклассники" из словаря Даля, притянуто за уши. Фильм о девушке без имени (Карпунина), о ее бойфренде Феде по кличке Батон (Константин Крюков) и друге Степе (Аристарх Венес). О родителях-олигархах - "владельцах заводов, газет, пароходов". О Москве, о Питере, о Гоа, о том, насколько привязаны мобильные люди к мобильным телефонах, о попытках раннего суицида, о поисках смысла жизни, о Викторе Цое… Любая попытка пересказать фильм "Одноклассники" обернется провалом. Можно ли пересказать сюжет "Ассы"? Кстати, сравнения с "Ассой" напрашиваются сами собой. Найдутся даже те, кто станет говорить, что "Одноклассники" - это "Асса" нашего времени. Тем более есть моменты, когда Соня Карпунина один в один повторяет рисунок роли Татьяны Друбич. Но "Одноклассники" - фильм вроде бы о том же, но о другом. И любое высказывание, что картины - одинаковы, просто о разных поколениях, будет неверным.

    В "Одноклассниках" первоначальный сценарий Сони Карпуниной получил начало и конец. Три части совсем не вяжутся друг с другом, но в этом есть какая-то нормальная "расхристанность", которая воспринимается как должное. Из трех молодых героев наиболее любопытным кажется Константин Крюков. Он-то как раз по первому впечатлению абсолютно неземной человек (в жизни актер пишет картины, делает ювелирные украшения - все еще ищет себя), играет эдакого молодого Ипполита из "Иронии судьбы", который ревнив, правилен, от чего и страдает. И это раздвоение Крюкова оказывается невероятно привлекательным для зрителя.

    В фильме Соловьева читают хорошие книги, слушают отличную музыку и даже курят траву. И хотя Соловьев поставил слоган "Слабо Умное кино", все же просится другой - "Легко ли быть молодым?"
    Ответа нет. И два персонажа -  скульптор-бомж Геша (Михаил Ефремов) и "без пяти минут лауреат нобелевской премии", а на самом деле тоже лицо без определенного места жительства (Даниэль Ольбрыхский) кажутся в большей степени детьми, чем герои Крюкова - Карпуниной - Венеса.

    У них, кстати, особая история. Ефремов, который переходит из одной современной картины в другую как талисман и практически при этом не перевоплощается, стал словно талисманом современного российского кино. Таким же, каким его отец был для своего времени. Он как некий добрый ангел. И Сергей Соловьев это подтверждает:

    - От старших людей должна исходить функция ангела-хранителя. От Геши и героя Ольбрыхского исходит ангельский свет. Придурки, которых они играют, для меня важнее, чем олигархи. Тем, что у них колоссальное количество души. 10 долларов для них - огромные деньги. Но еще важнее - возможность дать в лоб не против кого-то, а за себя.

    Сергей Соловьев - мастер рассказывать истории, говорил о том, как Ольбрыхский приехал сниматься в "Одноклассниках" после очередного проекта, где работал с Анджелиной Джоли. Ольбрыхский не знал по сути, что за роль ему предстоит играть у Соловьева. А когда начал работать, увлекся. При этом выдал очень точный афоризм по поводу партнера Ефремова. Когда ему жаловались на неорганизованность Михаила, Ольбрыхский философски отвечал: мол, с Ефремовым работать всегда трудно, но потом посмотрите  - в картине он будет лучше всех. Так и вышло.

    Станислав Говорухин рассказал мне, что Соловьев приглашал его сниматься на роль, которую в итоге сыграл Ольбрыхский. Я попыталась представить Говорухина в  роли бомжа… Это выглядело бы столь же нелогичным, как если бы Ольбрыхский в свое время сыграл "старика Козодоева".

    Музыка в картине "Одноклассники" заслуживает того, чтобы сказать о ней особо. Анна Соловьева написала нечто завораживающее "в японском стиле", мощно в ход повествования врывается Виктор Цой. Но больше всего привлекает популярный хит группы "Иван-Кайф": "Штирлиц": "на четвертом месяце радистка Кэт. Хочется какой-то связи - связи нет…". В этой песне есть и слова "Я - не настоящий Штирлиц", и они очень подходят к настроению и мироощущению тех молодых ребят, о которых и идет речь. Штирлицы для них - не настоящие люди. Так же, как и олигархи с золотыми мечтами. Чего им хочется - они не знают сами, и это даже пугает. В основном тех, кто привык жить с четко поставленными целями и выстраивать впереди иллюзорный мир из кумиров и идеалов. Ответа на вопрос "что делать молодым?" в фильме тоже нет. Есть только бабушка одного из главных героев, которая, читая Анну Каренину в мягкой обложке, цитирует финал  "Графа Монте-Кристо": "Ждать и надеяться".

    Между тем

    Именно фильмом "Одноклассники" открылся в Ханты-Мансийске Восьмой Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня". На открытии приз "За вклад в кинематограф" вручили Петру Ефимовичу Тодоровскому, который стал председателем жюри фестиваля, вместо заявленного ранее Иштвана Сабо. Фильмом закрытия фестиваля станет картина "Как я провел этим летом", которая была высоко оценена в этом году на Берлинале. Представлять ее приедет режиссер Алексей Попогребский. Московская премьера "Одноклассников" состоится 10-го марта.

    Поделиться