Ушла из жизни академик РАМН, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Татьяна Борисовна Дмитриева.
В любую смерть поверить трудно. В смерть Татьяны Дмитриевой особенно. Мне кажется, виделись совсем недавно. И была она, как всегда, такая красивая, такое воплощение элегантности. Договорились о том, что надо бы подготовить статью об адаптации человека к неблагоприятным условиям, особенно в кризисное время. Не довелось! Оказывается, в ту последнюю нашу короткую встречу она уже была тяжело больна.
А впервые я увидела Татьяну Борисовну, когда ее назначили министром здравоохранения РФ. Как-то очень насторожило, что возглавлять Минздрав пришла директор Института Сербского, у которого в советские времена была не самая добрая слава. Уже потом узнала, что именно Дмитриева за годы работы на этом посту совершенно изменила облик этого НИИ, что в нем стали развиваться новые для нашей страны направления экологической, промышленной, этнокультурной психиатрии, медико-психиатрическая помощь при чрезвычайных ситуациях, террористических актах, профилактика безнадзорности детей...
А тогда, когда став министром, она пригласила журналистов на свою первую пресс-конференцию, мы ждали ее с некоторой настороженностью. Да, с ходу поразила красота. изящество, элегантность нового министра. Но это и прибавило настороженности. И тут последовало ее обращение: "Коллеги!" Ошиблась? Оговорилась? Да ничего подобного! Именно как к своим коллегам - и это удостоверила практика дальнейшего с ней общения - она общалась с нами. Ни капли высокомерия, ни капли чванства!
Она не скрывала своих прямых и мобильных телефонов. К ней всегда можно было обратиться не только по делам публикаций, комментариев, но и когда нужна была кому-то помощь, содействие. Не было случая, чтобы Татьяна Борисовна отказала, сослалась на недостаток времени, усталость. Она была постоянным автором "Российской газеты". Ее не смущало, что иногда от нее требовался всего лишь краткий комментарий на пол странички. И мы, что греха таить, нередко пользовались ее отзывчивостью, пониманием наших сиюминутных проблем.
Да, она была нашим любимым автором. И не только потому, что никогда не отказывала, но главное потому, что всегда можно было положиться на ее эрудицию, на ее беспредельную компетентность.
Татьяна Борисовна всего два года была министром здравоохранения России. И очень чувствовалось, что на этом важнейшем государственном посту профессиональный медик. Ей удалось добиться принятия Правительством РФ Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, заложить основы единой системы здравоохранения в стране...
Татьяны Дмитриевой больше нет. Нет умнейшей, великолепной женщины, умеющей при решении государственных задач овладевать ситуацией, умами и чувствами окружающих.
Никогда больше не услышу в телефонной трубке ее приветливый голос, никогда не придет она на мою кухню, чтобы не только написать очередную статью, но и просто поговорить "за жизнь". Было ей всего 58 лет. Так горько!