В понедельник Дмитрий Медведев прилетает в Париж. Государственный визит российского президента приурочен к важнейшему событию в отношениях между двумя странами - началу Года "Франция-Россия 2010".
Намечены переговоры с главой Франции Николя Саркози, вместе с которым российский лидер откроет выставку "Святая Русь" в Лувре, встречи с элитой французского бизнеса, с соотечественниками. Накануне визита "Российская газета" попросила постоянного секретаря Французской академии, историка и специалиста по России Элен Каррер д’Анкосс ответить на ряд вопросов.
Российская газета: Вы активно участвовали в подготовке Года "Франция-Россия 2010". Были ли в истории столь грандиозные мероприятия, демонстрирующие дружбу между нашими странами, как эта? Разве что заключение военно-политического союза в конце XIX века, архитектурным символом которого стал красивейший мост Александра III через Сену?
Элен Каррер д’Анкосс: Думаю, такого еще не было. Ведь тогда речь шла о празднествах, к которым имели отношение в основном верховные власти двух стран, императорское правительство России и республиканское - Франции. Общественность, конечно, была в курсе, но по большому счету к ним не привлекалась.
Сейчас все наоборот. В мероприятиях Года в массовом порядке задействованы интеллигенция, деятели культуры, ученые как Франции, так и России. Эти мероприятия будут широко освещаться в СМИ. И, конечно, что очень важно, все рассчитано на то, чтобы поддержать, а для кого и пробудить обоюдный интерес граждан наших стран друг к другу. Возьмите, к примеру, один из ярчайших моментов Года - выставку "Святая Русь" в Лувре. Я думаю, на ней побывают миллионы моих соотечественников и узнают многое об истоках богатой российской цивилизации. Если в конце позапрошлого столетия тот союз праздновался у нас только в Париже и в Тулоне, куда зашла российская эскадра, то сейчас десятки городов, регионов включены в программу мероприятий, которым суждено длиться целый год. Задумано, скажем так, по моде нашего времени, то есть с размахом. Так что подобное между Францией и Россией происходит впервые.
РГ: Какое значение, на ваш взгляд, придают этому событию во Франции? Чего ждут?
Каррер д’Анкосс: Президент Николя Саркози считает, что это очень важный этап в наших дву-сторонних связях. Недаром его российский коллега Дмитрий Медведев наносит государственный визит в Париж, где состоятся переговоры и откроется феноменальная выставка в Лувре.
Все это, несомненно, еще больше укрепит связи между Россией и Францией. Ведь между нами - давняя и проверенная дружба. Конечно, порой случались и трудные моменты, но такое, в конце концов, бывает в любой семье. Надеюсь, что этот год откроет многим глаза на Россию, даст шанс отойти от некоторых сложившихся стереотипов.
Обращу внимание и на еще один факт. В Москве давно высказывали пожелание построить православный собор в Париже. Незадолго до приезда российского руководителя вопрос был решен. Для храма найдено престижное место на набережной Бранли рядом с Эйфелевой башней и неподалеку от моста Александра III. Это важное событие знаменательно для многих еще и как символ: советский период России безвозвратно ушел в прошлое.
РГ: Вопрос, который до сих пор остается открытым: каково место России в Европе?
Каррер д’Анкосс: Знаете, я раньше была сторонницей расширения Евросоюза, но должна сказать: слишком быстро, без надлежащего контроля это стали делать. Теперь ясно, что надо остановиться.
Быть ли России страной-членом ЕС? Не думаю. И не потому, что она не европейская страна, а потому, что слишком велика. Что же делать? Считаю, что следует создать особый статус для двух стран - России и Турции. Не привилегированное партнерство, а еще выше - сверхпривилегированное. Может быть, после в будущем предложить его и Украине.
РГ: Над чем сейчас работаете? О чем будет новая книга?
Каррер д’Анкосс: Она посвящена распаду СССР. Хочу изучить, как это произошло. Предстоит интереснейшая работа в российских архивах.