Перед принятием законов все они должны пройти обязательную экспертизу у бизнеса, считает глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
Эту идею он намерен продвигать в правительственной комиссии по законопроектной деятельности. Постановление о включении в нее главы РСПП было опубликовано в конце прошлой недели.
Через комиссию, надеется Шохин, он получит легальный доступ к документам, о содержании которых сейчас часто узнает постфактум. Кроме того, он рассчитывает получить мандат на обсуждение законопроектов на бизнес-площадках. А одна из ближайших задач, не скрывает Шохин, продвинуть норму, по которой все законопроекты должны проходить предварительную оценку у бизнеса. В Казахстане, приводит аргумент глава РСПП, такое правило действует с 2006 года. Важно, чтобы бизнес имел право заявить: процесс обсуждения завершился тем-то, поясняет Шохин.
При этом РСПП не претендует на монополию по выдаче заключений. Согласованную позицию можно вырабатывать на уже существующих площадках - Координационном совете работодателей и Координационном совете предпринимательских объединений (включает РСПП, "ОПОРу России", "Деловую Россию"). С другой стороны, наличие площадок позволит разным бизнес-объединениям "не толкаться локтями". РСПП, кстати, сделал еще один жест, который должен разрушить представление, будто организация защищает исключительно крупный бизнес. В союзе прошло первое учредительное собрание совета по малому и среднему бизнесу, рассказал Шохин. Средний бизнес, говорит он, - наша членская база во многих регионах: крупные предприятия существуют не везде. А отношение к малому и среднему бизнесу является лакмусовой бумажкой, чтобы выявить общие проблемы предпринимательства.
Тем временем уже сейчас можно предположить, на каких моментах будет акцентировать внимание бизнес в ближайшее время. Он наверняка включится в дискуссию по налоговой политике на 2011-2013 годы. По словам Шохина, надо ввести мораторий на всякое повышение налогов до 2012 года - то есть до прогнозируемого выхода из кризиса, иначе срок восстановления экономики отодвинется. Главная проблема остается прежней - повышение с 2011 года размера страховых платежей, заменивших единый соцналог. Раньше, напомним, бизнесу обещали компенсировать увеличение нагрузки. И предприниматели, дал понять Шохин, готовы напомнить правительству о прежних договоренностях. При этом пакет мер, предложенных минфином, - повышение общей ставки не до 34, а до 32 процентов, сохранение нынешней планки платежей для инновационных предприятий, - Шохин считает недостаточным. Под льготные ставки попадут немногие, а само определение инноваторов слишком расплывчато. Поэтому минфин сам не может подсчитать, сколько будут стоить льготы, говорит глава РСПП. По мнению Шохина, компенсация должна быть адекватной повышению ставок. Бизнес готов предложить два варианта: либо вернуться к прежним идеям по снижению НДС, либо стимулировать не только инновации, но и модернизацию, то есть обновление производства. НДС, доля которого в федеральном бюджете выросла в прошлом году до 39 процентов, минфин не отдаст.
При планируемом дефиците бюджета сложно, скорее всего, будет продвинуть и идеи по льготам для модернизаторов. "Но придумывать инновации можно, только если ваша производственная база соответствует лучшим уровням. Как говорится, в секторе для прыжков в высоту надо пользоваться шестом. Без базы делать прорывы трудно", - аргументирует Шохин. Один из возможных стимулов - возврат инвестиционной льготы по налогу на прибыль. Бизнес, по словам Шохина, готов при этом даже вернуться к прежней ставке налога в 24 процента.
"Дыру" в Пенсионном фонде он предлагает закрывать доходами от приватизации, которые, правда, следует увеличить в десятки раз. Однако до сих пор программы приватизации составлялись по принципу "возьмите, что самим не нужно", поэтому и доходы от нее были низкими, объясняет Шохин. Сейчас, доволен он, государство впервые готово при расширении программы приватизации прислушаться к пожеланиям бизнеса. К тому же запрет на повышение налогов приведет к сокращению избыточных госфункций, надеется глава РСПП. И в конечном итоге выведет на институциональные реформы, напрямую не связанные с бизнесом. Сейчас, напоминает Шохин, свои подходы к таким преобразованиям ищут многие экспертные институты. Но можно исходить и из сугубо экономических предпосылок: если ресурс на содержание госаппарата будет ограничен, придется избавляться и от лишних функций.
Тем временем Россия оказалась одной из немногих стран, где по итогам прошлого года упало доверие к бизнесу. Оно снизилось на 10 процентов, свидетельствует "Барометр доверия", подготовленный компанией "Эдельман". Это исследование в конце прошлой недели обсуждали в РСПП. В Европе и США доверие, напротив, выросло. Это связано с тем, что кризис затронул Россию позже, чем Европу и США, где настроения респондентов были пессимистичны годом раньше, объясняет президент компании по Европе, Ближнему Востоку и Африке Дэвид Брейн. При этом спад доверия в России оказался меньше, чем в других странах - в США по итогам 2008 года бизнес потерял больше 20 процентов.