Белый дом нашел на чем сэкономить несколько сотен миллионов долларов и при этом остаться "чистеньким" в глазах американцев. Во вторник помощник госсекретаря, отвечающий за борьбу с наркотиками и деятельность правоохранительных органов Дэвид Джонсон озвучил какие именно программы его ведомства попадут под секвестр.
Вышло, что единственное, от чего безболезненно могут отказаться США - от борьбы с наркобизнесом в Афганистане. А точнее от его самой главной составляющей - уничтожения посевов опиумного мака.
"Мы обнаружили, что программа уничтожения опийного мака не соответствовала затратам, которые делались и успехи она приносила очень скромные", - пояснил этот шаг Джонсон.
Тут необходимо небольшое отступление. Согласно докладам ООН за время пребывания в Афганистане войск западной коалиции производство опиумного мака в стране выросло примерно в три раза. Однако сейчас на афганском опиумном рынке упадок. Этому способствовали два фактора - снижение цены на опиум до самого низкого показателя за последние 10 лет и операции сил альянса в "житнице" наркобизнеса - провинции Гильменд, дающей примерно 90 процентов наркотиков.
Зачем же Белому дому понадобилось при таких внешне благоприятных условиях сворачивать программу, способную хоть не намного, но сократить производство наркотиков? Впрочем, определенная логика в действиях американских властей есть, если принять во внимание, что никакой борьбы с опиумными посевами вообще не велось. Расквартированным в Афганистане силам НАТО в последнее время было настрого запрещено уничтожать маковые поля. И только в октябре прошлого года военным все же разрешили наносить удары по базам наркобаронов и уничтожать лаборатории по производству героина - прежде те работали абсолютно свободно и практически легально.
Фактически Джонсон объявил о ликвидации "мертвой программы", оживлять которую никто, ни в Афганистане, ни в США не желает. Белому дому было достаточно крайне болезненной реакции официального Кабула, когда только занявшая пост госсекретаря Хилари Клинтон неосторожно назвала Афганистан "наркогосударством".
К тому же борьба с маком, пусть даже номинальная, на словах серьезно портит имидж американцев в глазах афганских крестьян, для которых эта культура - единственный способ выжить. Стоит ли удивляться, что только по данным 2008 года в стране были убиты 78 представителей афганской власти, которые пытались воспрепятствовать производству опиумного мака. Элементарное чувство самосохранения давно подсказывало американским военнослужащим, что с этой культурой лучше не связываться. И Белый дом лишь узаконил существующее положение вещей.
Вопрос о том, каким образом войска НАТО могут помешать производству наркотиков остается открытым. Ведь полностью отказаться от подобных "мероприятий" невозможно - общественное мнение на Западе этих шагов не поймет. По оценкам ООН, примерно 30 процентов всего экспортируемого из Афганистана героина ввозится через Центральную Азию по "северному пути" в Россию. Часть наркотиков оседает в нашей стране, а остальные попадают на европейские рынки.
Но если старые методы борьбы с опиумными посевами в Госдепартаменте признали неэффективными, портящими обновленный с приходом Барака Обамы имидж Соединенных штатов в глаза афганского населения, то что же предлагают американские чиновники взамен? Рецепт Белого дома выглядит на удивление простым и отчасти напоминает планы Никиты Сергеевича Хрущева по повсеместному внедрению кукурузы в СССР. Вот как объяснил дальнейшие планы Белого дома Дэвид Джонсон: "мы попытаемся предоставить афганским фермерам альтернативу производству наркотиков и предложим им сосредоточиться на производстве сельскохозяйственной продукции". Уж не картошку ли взамен героина предложат выращивать местным крестьянам американские чиновники.
О том, что Россия, которая исходя из численности наркозависимого населения, по оценкам ООН входит в тройку "лидирующих" стран, будет возмущена решением Белого дома в Госдепартаменте знали наверняка. В качестве компенсации Вашингтон обещал "поддерживать и поощрять Москву в реализации всеобъемлющей долгосрочной национальной стратегии , направленной на борьбу с наркотрафиком". Иными словами американцы готовы поддерживать Россию, но только в вопросах пресечения наркотрафика. Что же касается борьбы с опиумным маком на корню, то в этих вопросах Вашингтон Москве не помощник.
Между тем
По данным главы ФСКН Виктора Иванова, фактическая численность наркозависимых в России составляет от двух до двух с половиной миллионов человек в возрасте от 18 до 39 лет. Ежедневно от героина в нашей стране умирают не менее 80 россиян.