02.03.2010 00:20
    Поделиться

    Владимир Алеников: У школы целая куча проблем, но я против того, чтобы все мазать черной краской

    Вчера после двухнедельного перерыва на телеэкранах страны снова появился сериал "Школа". А вот одними из любимейших фильмов тех, кто родился и ходил в школу в 80-90-е годы прошлого века, были и остаются "Приключения Петрова и Васечкина" и "Каникулы Петрова и Васечкина".

    Веселые истории про друзей, их одноклассников и учителей, не лишенные морали, озорства и "подвигов", - вот из чего складывалась атмосфера "киношколы" тех лет. Сегодня экранная школа выглядит по-другому. Почему в нее не хочется бежать вприпрыжку? Об этом корреспондент "РГ" беседует с режиссером и сценаристом "Петрова и Васечкина" заслуженным деятелем искусств России Владимиром Алениковым.

    Российская газета: Владимир Михайлович, вы сняли один из лучших фильмов о школе. Что бы его герои сказали, увидев сегодняшнюю "Школу"?

    Владимир Алеников: Даже не знаю. Они бы просто не поняли. Часто фильмы о школе бывали приглаженными, фальшивыми. Но, на мой взгляд, в той манере, которая предложена в этом сериале, тоже есть некая фальшь. Он претендует на некую документальность, все снято якобы как документ, но ведь это не так. В таком случае честнее было бы поставить скрытые камеры и действительно делать документальное кино. А художественное кино, по моему убеждению, отличается тем, что не копирует действительность, а создает на ее основе свою.

    РГ: Каким должно быть детское кино о школе, чтобы не отбивать к ней интерес?

    Алеников: У нас были замечательные фильмы о школе. Я помню, какое впечатление произвел когда-то фильм Ростоцкого "Доживем до понедельника". Он сыграл огромную роль в отношении к школе, к учителям. Образ педагога, созданный Вячеславом Тихоновым, внедрился в сознание на долгие годы. Очень важна была картина "Чучело" Ролана Быкова.

    Вообще школа дает массу самых различных материалов для кино. Надо уметь выбирать. Мне всегда хочется видеть лучшее. У школы целая куча проблем, о них тоже надо говорить. Но я против того, чтобы все мазать черной краской, чтобы все это было только в негативе.

    РГ: С каких школ, на ваш взгляд, сегодня нужно брать пример?

    Алеников: Я долгие годы дружу с замечательным педагогом Евгением Ямбургом, часто бываю в его центре образования. Там замечательная атмосфера, а именно это одно из главных условий для хорошей школы. У меня вызывает восхищение все, что делают Ямбург и его учителя.

    Есть маленькая школа в Ясеневе, которой руководит мой бывший ученик Сергей Бебчук. Там всего три класса, по одному из каждой ступени старшей школы. Они как одна семья, вместе не только в будни, но и в выходные. Там безумно интересно, есть киноклуб, где я иногда бываю. Там потрясающие учителя.

    РГ: Почему подобных школ мало?

    Алеников: Беда в том, что во многом учителя все еще ориентируются на советскую практику: жесточайшая дисциплина и абсолютное разделение учеников и учителей на два разных класса. Мне довелось поработать энное количество лет в Америке: я преподавал в Лос-Анджелесском университете. На первых занятиях, признаюсь, было неуютно: редко кто обращался ко мне "мистер Алеников", "профессор". Мне говорили: "Владимир, давай сделаем вот это". Я немножко ежился сначала, а потом понял, что это не играет никакой роли. Важно, как они относятся к тебе и к учебе.

    РГ: За океаном вообще другая система обучения?

    Алеников: Да, ребята сами выбирают себе и предметы, которые они хотят изучать, и педагогов. Им никто ничего не навязывает. Что интересно: каждый семестр в обязательном порядке американские студенты заполняют большую анкету, где оценивают педагогов. Анонимно. Оценивается все: и личность педагога, и его умение преподнести предмет, владение техническими средствами, коммуникабельность, уважение к личности студента, внешний вид. Все суммируется, попадает в деканат и превращается в рейтинг педагога. В зависимости от него контракт либо продлевается, либо нет.

    РГ: Мы нередко с ужасом слышим в новостях, как в очередной американской или другой западной школе подростки устраивают стрельбу. Может быть, это свобода оборачивается такой страшной стороной? Есть у нас опасность упасть в ту же яму?

    Алеников: Я снял фильм "Война принцессы", который пока еще не вышел на экраны. История любви мальчика и девочки из разных "кланов" - местных жителей небольшого подмосковного городка и приезжих беженцев. Своеобразная интерпретация вечного сюжета о Ромео и Джульетте. Скажу так: опасность упасть, увы, есть всегда. У нас жуткая проблема с наркоманией. У нас большая проблема с межнациональной рознью. Об этом, в частности, мой фильм.

    Противостоять этому ребенок, предоставленный сам себе, не может. Ему нужна помощь прежде всего семьи. Отчего он бросается во все тяжкие? Оттого, что, как правило, нет контакта с родителями: "Как у тебя в школе?" - "Все нормально!" На этом для многих разговор с родителями закончен.

    РГ: Вы преподавали в московской физико-математической школе N 2. Вели два факультатива - "Поэзия и перевод" и "Кружок театральной студии".

    Алеников: Это было в начале 70-х годов. И это была особая школа. Замечательному директору Овчинникову удалось создать островок свободы, где дети получали замечательное образование. Нам, учителям, он давал своего рода карт-бланш, полную свободу. Я мог позволить себе посвятить урок Солженицыну, Бродскому сверх обязательной программы. Бывало так, что я приходил на занятия и говорил: вот это программа, ее вы прочитаете дома, а сегодня мы будем заниматься вот этим. Кроме того, при школе было огромное количество факультативов. До сих пор иногда езжу на встречи с выпускниками: все тогдашние наши ученики состоялись.

    РГ: Есть такое выражение: стал поэтом, потому что для математики не хватило фантазии. Согласны?

    Алеников: Наверное, да. Я беседовал со многими учеными: они относятся к математике, как мы относимся к кино как к искусству.

    РГ: Кто в школе режиссер? И каким он должен быть?

    Алеников: Конечно, директор. Прежде всего он должен быть абсолютно преданным своему делу человеком. Не случайным, а сознательно выбравшим эту деятельность, посвятившим свою жизнь именно школе и не готовым променять ее ни на что другое. Вот это и есть настоящий директор. А дальше уже зависит от его идей, творческих возможностей, умения собрать коллектив учителей... Ведь из школы можно делать праздник. Я, когда работал учителем, к этому стремился. Например, начинаем изучать Маяковского. Все в обязательном порядке приходили нарядно одетые, я подбирал специальную музыку... И так каждый раз, каждую новую тему. Честное слово, дети бежали в школу. Тот, кто пропускал занятия, понимал, что пропустил что-то яркое, увлекательное.

    Поделиться