ФАС рассматривает все больше дел по нарушениям на рынке электроснабжения

В общественной приемной Федеральной антимонопольной службы (ФАС) проблемы присоединения к электросетям, оплаты электроэнергии вызывают чудовищный ажиотаж. И предприниматели, и частные граждане прорываются в здание контрольной организации и отказываются уходить, пока не будет решен их вопрос. Что творится на рынке элетроснабжения? Вопрос к начальнику Управления контроля электроэнергетики ФАС России Виталию Королеву.

- Наиболее актуальным предметом антимонопольного контроля в сфере электроэнергетики являются два крупных блока вопросов: ситуация, связанная с функционированием оптового рынка электрической энергии и его влиянием на ценообразование для конечных потребителей, а также вопросы, связанные с функционированием непосредственно розничных рынков. В том числе взаимоотношения субъектов электроэнергетики (энергосбытовых, электросетевых компаний) между собой и с потребителями их товаров и услуг.

- Функция выработки государственной политики в этой сфере осуществляется министерством энергетики, какова компетенция службы по регулированию данных рынков?

- Основаниями для реализации антимонопольного контроля в этих направлениях являются, помимо закона о защите конкуренции, также положения статьи 25 закона об электроэнергетике, устанавливающие, что антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничных рынках электрической энергии осуществляются антимонопольным органом. Также на оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, целью которой являются своевременное предупреждение и пресечение действий, негативно влияющих на состояние конкуренции, а также ущемляющих интересы участников рынка и потребителей.

- А можно поподробнее об антимонопольном контроле на оптовом и розничном рынках?

- В рамках контроля за функционированием оптового рынка электроэнергии наиболее значимым является установление случаев манипулирования ценами. Это общественно-опасное деяние, которое может повлиять не только на надлежащее функционирование оптового рынка, но и иметь значительные последствия для розничных рынков, конечных потребителей электроэнергии. Сейчас граждане-потребители производят оплату за электроэнергию только по регулируемой цене, тем не менее изменение цены оптового рынка может оказать косвенное влияние и на них, увеличивая в случае роста цены оптового рынка размер перекрестного субсидирования платежей граждан за счет повышения оплаты за электроэнергию промышленными потребителями, в том числе малым и средним бизнесом, что, как правило, влечет неплатежи и, в конечном счете, может привести к нестабильности функционирования гарантирующего поставщика электроэнергии и перебои в энергоснабжении.

- Приведите примеры рассмотрения таких дел.

- В 2009 году ФАС России рассмотрела ряд дел о манипулировании ценами на оптовом рынке. К примеру, завершившееся в конце прошлого года дело в отношении ООО "Бийскэнерго". Действия компании привели к значительному изменению цены на электрическую энергию, а также ущемляли интересы субъектов оптового рынка электрической энергии, осуществляющих деятельность в географических границах ценовой зоны Сибири оптового рынка электрической энергии. ФАС России выдала компании предписание перечислить в бюджет незаконно полученный доход - почти 118 млн рублей.

Это решение является важным с точки зрения формирования правоприменительной практики антимонопольного контроля за функционированием оптового рынка электрической энергии и должно послужить сигналом для участников рынка о необходимости соблюдения норм антимонопольного законодательства и законодательства об электроэнергетике. Это должно учитываться при выборе стратегии поведения производителей электроэнергии на оптовом рынке, в первую очередь в части подачи ценовых заявок, которые должны отвечать критериям экономической и технологической обоснованности.

Дополнительно к этому на стадии рассмотрения находятся еще два дела со схожими признаками нарушения антимонопольного законодательства в отношении ОАО "ТГК-11" и ОАО "Тат энерго".

- Как обстоит дело в рознице - наиболее чувствительной сфере с социальной точки зрения?

- Самое большое внимание уделяется корректному с точки зрения законодательства выстраиванию правоотношений между субъектами розничных рынков - это в первую очередь отношения в цепочке "передача- сбыт-потребление". Во главе этой цепочки стоит энергосбытовая компания или гарантирующий поставщик электроэнергии, приобретающий ее на оптовом рынке, далее - сетевая компания, передающая ее потребителям, и в конце этой естественной пирамиды расположен потребитель, который платит за весь спектр услуг. При этом далеко не всегда субъекты рынков осознают, что от того, как организованы взаимоотношения с потребителями, зависит их экономическое и финансовое положение. До сих пор клиентоориентированные отношения подчас замещаются исторически сложившимися отношениями "монополист - потребитель". И здесь в случае если сбытовая компания занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке (а сетевая компания занимает доминирующее положение всегда в силу естественно-монопольного вида ее деятельности - это прямо указано в законе), на помощь потребителю ее услуг приходит антимонопольная служба.

- Каковы особенности работы в данном направлении?

- Типичными категориями дел для нас являются рассмотрение незаконных отказов в заключении договоров купли-продажи электроэнергии, энергоснабжения со стороны доминирующего субъекта рынка (как правило, это гарантирующие поставщики), отказы в технологическом присоединении вновь построенных или увеличивающих свою присоединенную мощность объектов, препятствование выходу на оптовый рынок новых участников. Антимонопольные органы регулярно выявляют факты требования дополнительного перечня документов при заключении договора энергоснабжения, навязывание невыгодных условий договоров (незаконные штрафы, иные санкции), нарушение установленного порядка ценообразования путем применения тарифа, не соответствующего установленному или рассчитанному с нарушениями, значительное нарушение сроков рассмотрения заявки на заключение договора.

- Рассматриваются ли вами ситуации резкого роста цен, что наиболее волнует потребителей электроэнергии?

- Подобные всплески часто обусловлены процессами либерализации рынков электрической энергии, когда каждые полгода увеличивается доля электроэнергии, приобретаемой на оптовом рынке по нерегулируемым ценам (к 2011 году доля либерализации достигнет 100%), а также изменением нормативно-правовой базы расчетов конечной цены. Однако и здесь выявляются случаи недобросовестного поведения участников рынка, своими действиями усугубляющих ценовую ситуацию в целях получения большей прибыли от работы на рынке за счет повышения платежей конечных потребителей. Так, сейчас рассматривается дело в отношении ОАО "Кировэнергосбыт" и Региональной службы по тарифам Кировской области по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившихся в совершении действий, которые предположительно могли привести к росту цены в апреле-мае 2009 года в 4-6 раз для отдельных категорий потребителей региона. Окончательные выводы будут сделаны по итогам рассмотрения дела.

- Часто монополист незаконно отказывается предоставлять какую-либо услугу. Характерна ли эта ситуация для электроэнергетики в пореформенный период?

- Наиболее острой в этом отношении является проблема соблюдения законодательства в сфере технологического присоединения к электрическим сетям. Несмотря на регулярное изменение законодательства в сторону регламентации порядка заключения договора на техприсоединение, принятие правительством РФ льготного размера для присоединения потребителей до 15 кВт в размере до 550 руб., с одновременным установлением механизмов компенсации электросетевым компаниям их расходов в части, превышающей оплаченный потребителем размер, ситуация остается напряженной. Об этом свидетельствует значительное количество жалоб на действия сетевых компаний, регулярные антимонопольные решения, крупные оборотные штрафы. Ярким примером является наложение штрафа в размере 45 млн руб. на ОАО "МОЭСК" за нарушения, допущенные при рассмотрении заявки на технологическое присоединение (а первоначально - отказ в присоединении) дачного участка в Московской области.

К сожалению, даже такие меры общей и частной превенции не всегда дают результаты и не в полной мере воспринимаются сетевыми компаниями как сигналы к необходимости соблюдения антимонопольного законодательства.

Однако наша планомерная работа в этом направлении уже приносит плоды. Потребители услуг становятся более информированными, лучше осведомлены о своих правах и обязанностях, учатся защищаться как путем обращений в антимонопольные органы, так и в суды.

- Вы сказали, что правовая грамотность потребителей повышается, какие, на ваш взгляд, факторы этому способствуют?

- Как ни странно, но действия самих монополистов, которые вынуждают потребителей защищать свои права. А также широкая разъяснительная работа, развернутая ФАС России в рамках деятельности по адвокатированию конкуренции в публичном пространстве. В прошлом году на нашем сайте размещен целый ряд методических материалов. Среди них пособие по техприсоединению для предпринимателей, в котором доступным языком, с примерами, разъясняются ключевые положения нормативных правовых актов, приводится порядок и последовательность действий при подаче заявки на присоединение, описываются типичные нарушения, подсказано как потребитель может им противостоять, отстаивая свои права.

Кроме того, граждане имеют возможность получить необходимые разъяснения в общественной приемной ФАС России, где регулярно дежурят сотрудники, отвечающие за электроэнергетику в ведомстве. Обращений по этому вопросу очень много.

- Свидетельствует ли такая востребованность контрольных функций на рынке и значительное количество нарушений о необходимости возврата к государственному регулированию этих сфер?

Государство в лице правительства РФ задало нам основные направления развития отрасли. Это развитие конкурентных отношений, либерализация рынков, привлечение инвестиций в отрасль и саморегулирование, поэтому вся наша работа направлена на реализацию именно этих направлений как элементов решения поставленных задач по модернизации экономики. Государственное же регулирование сохраняется в естественно-монопольных сферах. Это экономически оправданно.

Что касается роли антимонопольной службы, то контроль за действиями участников рынка остается одним из важнейших инструментов приведения отношений субъектов рынков в соответствие с законом, привлечения к ответственности нарушителей и формирования практики недискриминационного доступа потребителей к услугам .