Новости

02.03.2010 00:40
Рубрика: Экономика

Добавим газу

Российский капитал надеется на благоприятный климат

О проектах, которым суждено реализоваться в ближайшем и более отдаленном будущем, "Российской газете" рассказывает глава торгово-экономического представительства РФ в Париже Иван Простаков.

Этот "перекрестный" год, как многие считают, станет масштабным событием в отношениях между нашими странами. Какие события экономического характера, предусмотренные его программой, вы выделили бы?

Среди нескольких сотен мероприятий программы Года России во Франции и Франции в России, около сорока так или иначе связаны с экономикой. Совместные семинары, различные конференции, а также несколько событий, которые я бы назвал особыми, даже уникальными.

В первую очередь это Российская национальная выставка, которая пройдет в июне в Париже. В этой связи намечен визит премьер-министра Владимира Путина во французскую столицу. Выставка состоится в престижнейшем дворце на Елисейских полях - "Гран Пале". Под его сводами будет размещена богатая, разноплановая экспозиция последних достижений наших компаний, регионов, показаны новейшие научные разработки. Французы считают главным для себя мероприятием в России - участие большой национальной делегации на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

Причем Франция приглашена на него в качестве почетного гостя, то есть получит статус, которого не удостаивалось до сих пор ни одно иностранное государство. В рамках форума планируется проведение специального Дня Франции. Предполагается, что его откроет президент Франции Николя Саркози. Я не сомневаюсь, что все это еще больше укрепит и расширит наш внешнеэкономический диалог.

Как вы оцениваете уровень партнерских связей между Россией и Францией? Отразился ли на них мировой финансовый кризис?

Надо признаться, что минувший год был непростым. Немалые трудности испытали все страны. Не обошли они как Францию, так и Россию, затронув наши торгово-экономические отношения.

Если последние несколько лет российско-французский товарооборот увеличивался ежегодно примерно на 30 процентов, составив в 2008 году 22,2 миллиарда долларов, то по итогам 2009 он сократился на 22,8 процентов. Такая тенденция, кстати, в той или иной мере коснулась нашей торговли и с другими зарубежными странами. И тем не менее хочу подчеркнуть, что на общем фоне франко-российские торговые связи выглядят вполне неплохо. Они оказались достаточно кризисоустойчивыми: спад произошел, но он относительно невелик, а, по предварительным итогам прошлого года, Франция переместилась с прежнего 12-го места в списке торгово-экономических партнеров России на девятое.

В любом случае, на мой взгляд, мы имеем дело с временным явлением, и я бы не стал драматизировать ситуацию. Еще и потому, что, и в этом заключается одна из особенностей торгово-экономического диалога с Францией. Показатель товарооборота не является основной характеристикой нашего сотрудничества.

Главное, несмотря ни на что, подтвердились все те проекты, которые были ранее запущены. Сроки их реализации и обязательства, принятые в связи с ними, выдерживаются. Более того, есть новые проекты, которые получили путевку в жизнь на последнем заседании российско-французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств, прошедшем в конце ноября в Рамбуйе.

Таким образом, на мой взгляд, произошел качественный сдвиг в наших отношениях. То, что накапливалось, и подспудно вызревало все эти годы, сейчас начинает реализовываться.

Наши страны поддерживают давние и динамично развивающиеся отношения в энергетике, ставшей по праву одной из приоритетных тем двустороннего диалога.

Действительно, это так. Однако содержание двустороннего сотрудничества в этой области сейчас существенно меняется. Раньше речь в основном шла о закупках в России газа и нефти. Теперь французы все активнее подключаются к разработке наших недр.

Один из видных игроков на мировом энергетическом рынке концерн "Тоталь" сначала договорился с "Газпромом" об участии в Штокманском проекте, а не так давно подписал соглашение с российской компанией "Новатек" и будет задействован в разработке газово-конденсат ного месторождения на Ямале.

Это важно как с экономической точки зрения, так и с политической. Ведь в западной прессе, в некоторых экспертных кругах сложилось некое мнение, что Россия слишком ревниво относится к своим газовым месторождениям и иностранцев якобы не подпускает к ним.

На самом деле, как мы видим, эти упреки в наш адрес беспочвенны.

Большой интерес французы проявляют к российским газотранспортным программам. Напомню, что на ноябрьской встрече глав правительств в Рамбуйе компания "Электрисите де Франс" подтвердила намерение подключиться к проекту "Южный поток", а "ГДФ СЮЭЗ" - к "Северному". Ведутся интенсивные переговоры и, будем надеяться, вскоре они приведут к конкретным соглашениям.

Другое важное как для французов, так и для нас направление - это энергоэффективность и энергосбережение. Так, французская группа "Электрисите де Франс" и российская компания "Интер РАО ЕЭС" подписали соглашения о предоставлении услуг в области энергоэффективности и энергосбережения. Они, в частности, касаются модернизации Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге и АвтоВАЗа.

Большой интерес к этой тематике проявляет также компания "ГДФ СЮЭЗ", которая владеет передовыми технологиями, в том числе и в области жилищно-коммунального хозяйства.

Событием 2010 года Года России во Франции и Франции в России, несомненно, станет и запуск ракетоносителей "Союз" с космодрома в Куру. Какова степень его готовности?

Проект близится к завершению. Кстати, первые "Союзы" уже отправлены морским путем во Французскую Гвиану. Идет также работа по созданию спутников серии "Ямал 400" для нужд "Газпрома". Здесь с французской стороны задействована компания "Талес Аления спейс".

Мы серьезно продвинулись как в области космического партнерства, так и авиационного. Уже готов региональный самолет "Сухой Суперджет 100", созданный совместно с французскими компаниями "Сафран" и "Талес". Самолет был представлен на последнем салоне в Ле Бурже, а сейчас он проходит сертификацию, а в этом году должно начаться серийное производство этого лайнера. Одновременно запускается новый проект на этот раз магистрального самолета ХХI века - МС-21. Его разработчиком является компания "Иркут", а среди первых иностранных партнеров - французский концерн "Зодиак групп".

На улицах российских городов с каждым годом становится все больше французских автомобилей. Какие наработки у нас есть в этой области?

Полным ходом достраивается завод "Пежо-Ситроен" в Калуге: предполагается, что производство там начнется уже в марте-апреле этого года. С его конвейера будут сходить популярные модели "Пежо-308", "Ситроен С 4", кроссоверы "Пежо-4007", "Ситроен С-Кроссер". Что касается "Рено", то между этой компаний с французской стороны, а с нашей - Государственной корпорацией "Ростехнологии", ОАО "Автоваз", а также компанией "Тройка Диалог" было заключено соглашение об основных условиях реструктуризации автомобилестроительного гиганта в Тольятти. В нем оговорены условия стратегического партнерства "Рено" с "Автовазом". В первую очередь его целью является модернизация производства в России, оказание французами технологической помощи, а в дальнейшем и финансовой. В конечном итоге эти общие усилия должны привести к разработке новых, более современных моделей, их эффективной реализации на рынке.

Отдельно хотел бы остановиться на уже запущенных транспортных и инфраструктурных проектах. У французов здесь накоплен немалый опыт. Своего рода предшественником такого сотрудничества стал терминал Шереметьево-3, который был возведен по проекту французской компании "Аэропорт де Пари".

Так, летом прошлого года было заключено концессионное соглашение между "Росавтодором" и Северо-западной концессионной компанией, в которую в качестве партнера входит один из признанных мировых лидеров в области дорожного строительства французский концерн "Вэнси". Соглашение предусматривает строительство, а в дальнейшем и эксплуатацию платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург. Этой весной должна быть закончена проработка всех финансовых деталей проекта, после чего начнется строительство первого участка дороги - с 15-го по 58-й километр.

В области железнодорожного транспорта также произошел серьезный прорыв: французская компания "Альстом транспорт" и российский "Трансмашинхолдинг" создали совместное предприятие по производству подвижного железнодорожного состава в России и для России.

В чем следует прибавить? Какие проблемы необходимо решать незамедлительно?

Прибавить надо в инвестиционном сотрудничестве. Чтобы французы активнее вкладывали средства в российские передовые сферы производства, в новые технологии. Это - с одной стороны. С другой - хотелось бы, чтобы во Франции был создан более благоприятный климат для российских капиталовложений. В Париже на самом высоком уровне заявляли, что готовы их принимать. И, действительно, здесь есть немало отраслей, где россияне могли бы приложить свои знания и средства. Пока же присутствие нашего капитала во Франции невелико. Проблема, наверное, в том, что существуют барьеры, в частности, административного характера, которые возникают на пути инвесторов.

Правда, надо отметить, что в последнее время ведется активная совместная работа, цель которой - преодолеть трудности, связанные в первую очередь с особенностями миграционного законодательства в наших странах. Так в конце ноября прошлого года в ходе заседания российско-французской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств было заключено соглашение о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого. Оно предусматривает серьезное взаимное упрощение процедур получения рабочих виз, видов на жительство, прочих разрешений.

Будем надеяться, что после ратификации договора парламентами двух стран бизнесмены, отправляющиеся на работу из одной страны в другую, получат режим наибольшего благоприятствования. Да и административных ограничений и прочих преград станет меньше.

Экономика Финансы Инвестиции В мире Европа Франция Год "Франция-Россия 2010"