Около 5 триллионов рублей собирается потратить государство в этом году на свои нужды. По данным минэкономразвития, объем средств, размещаемых в виде государственного и муниципального заказа, в 2010 году составит примерно 15% к ВВП. Деньги на кону приличные, поэтому с новой силой зазвучали со всех сторон голоса о необходимости доработки закона о госзакупках. О том, что закон не совершенен, писано-переписано множество раз. Многочисленные конференции и "круглые столы", посвященные проблемам законодательства о госзакупках, проводятся с регулярным постоянством с тех пор, как был принят закон. На них представители власти объясняют заказчикам и бизнесу преимущества закона и учат, как надо работать, заказчики в свою очередь жалуются на невозможность выполнения норм данного законодательства.
Вот и в конце прошлой недели была предпринята очередная попытка поговорить о том, как усовершенствовать закон. Рейтинговым агентством "Эксперт РА" была проведена конференция "94-ФЗ: как улучшить закон". На повестке дня все те же вопросы: закупки технически сложной и уникальной продукции, применение квалификационного отбора, защита заказчиков от недобросовестного поведения поставщиков, коррупция, перевод на электронные торги и т.д. Выступавшие на конференции чиновники отстаивали свои позиции, заказчики - свои, а бизнес и вовсе заявил, что он, по сути, кредитует государство при выполнении госзаказа.
О поправках в законодательство говорили много. Конечно, уже никто не утверждает, что закон бесполезный. Как отметил Михаил Евраев, начальник управления ФАС по контролю за размещением государственного заказа, закон сделал очень много. За 4 года появился общественный контроль, возможность предпринимателей обжаловать решения органов власти. "У нас нет ни одного органа власти, где выполняется рассмотрение с такой скоростью - 5 дней, - отметил Евраев. - Самая важная проверка - это проверка судебной практикой. 95% арбитражных дел мы выигрываем. Да, в законе проблемы есть, и мы эти проблемы решаем".
Анна Катамадзе, заместитель директора департамента государственного регулирования в экономике минэкономразвития, заявила, что за три года экономия бюджетных средств составила 500 миллиардов рублей. "Появилась возможность участвовать, побеждать и защищать свои интересы", - подчеркнула представитель минэкономразвития. Более того, по словам Катамадзе, опрос, проведенный минэкономразвития среди малого бизнеса по отношению компаний к реформе госзаказа, показал, что 74% предпринимателей проголосовали за новую идеологию госзаказа.
Правда, сам малый бизнес в лице Валерия Малиновского, председателя комитета по госзаказу "ОПОРЫ России", заявил, что сейчас бизнес кредитует государство при выполнении госзаказа. "Отсутствие аванса, заказ надо выполнять на свои средства, отсрочка платежа на 90 дней - сплошь и рядом", - возмущенно сообщил Малиновский.
Помимо этого есть ряд серьезных проблем. И в первую очередь это касается закупок технически сложной и уникальной продукции.
Сергей Меркулов, первый заместитель генерального директора компании IBS, отметил, что в законе отсутствует определение технически сложной продукции и порядок того, как необходимо закупать такую продукцию. Кроме того, есть рыночные факторы, и 94-ФЗ должен их учитывать. К сожалению, по мнению эксперта, некоторые проблемы связаны с попытками привести все в электронную форму. "Такой формальный подход просто переводит коррупцию в другие области, вот и все, - считает Меркулов. - Нам кажется, что компании, которые реально хотят работать в этой сфере, хотят конкурировать квалификацией, а не ценой".
Ольга Аллилуева, советник руководителя Федеральной службы по тарифам, рассказала, что политической воли для изменения 94-ФЗ у нас хоть отбавляй. "Но дальше на каждое наше предложение мы получаем ответ: это коррупция, - пояснила Аллилуева. - Мы подготовили поправки для технически сложной и уникальной продукции, но пока вопрос обсуждается".