Фильмом Сергея Соловьева "Одноклассники" открылся в Ханты-Мансийске Восьмой Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня".
Сергей Соловьев занимательно рассказал нам историю создания картины. Мол, его ученица Соня Карпунина написала кусочек сценария, из которого потом вырос фильм. Причем Соня первоначально намеревалась снимать свой сюжет по-другому. Но Соловьев его увидел так, как увидел, и взамен на сценарий предложил Карпуниной сыграть главную роль.
В итоге фильм, сделанный, по выражению режиссера, в тепло-золотистых тонах, "расхристанный с пересветками", получился настолько соловьевским в стилистике и в интонации, что выглядит логичным продолжением всех его предыдущих картин. Такому пониманию фильма помогают и цитаты - из "Ассы", из "Анны Карениной", из картины "Черная роза - эмблема печали"...
Сергей Соловьев всегда был загадкой. Посмотришь на него в жизни, послушаешь, как он говорит, и кажется, что все в нем понятно и просто. Обычный земной человек, каких много, умный менеджер, толковый распорядитель. Иногда создается впечатление, что своей манерой общения он словно заигрывает с молодежью, не желая окончательно взрослеть сам. Откуда же в его картинах прорывается некий потусторонний сюрреализм, объемные художественные образы и даже нечто от мира хиппи? В них отслеживается связь нескольких поколений, причем не всегда понимаешь, какое из них старшее.
Так же и в этой картине. Фильм о девушке без имени (Карпунина), о ее бойфренде Феде по кличке Батон (Константин Крюков) и о друге Степе (Аристарх Венес). О родителях-олигархах - "владельцах заводов, газет, пароходов". О Москве, о Питере, о Гоа, о том, насколько привязаны мобильные люди к мобильным телефонах, о раннем суициде, о поисках смысла жизни, о Викторе Цое... Любая попытка пересказать фильм обернется провалом. Можно ли пересказать сюжет "Ассы"?
В "Одноклассниках" первоначальный сценарий Сони Карпуниной получил начало и конец. Три части совсем не вяжутся друг с другом, но в этом есть естественная соловьевская "расхристанность", которая воспринимается как должное. Из трех молодых героев наиболее любопытным кажется Константин Крюков. Он, по первому впечатлению, абсолютно неземной человек (в жизни актер пишет картины, делает ювелирные украшения - все еще ищет себя), играет эдакого молодого Ипполита из "Иронии судьбы", который ревнив, правилен, отчего и страдает. И это раздвоение Крюкова оказывается невероятно привлекательным для зрителя.
В фильме Соловьева читают хорошие книги, слушают отличную музыку и даже курят травку. И хотя Соловьев поставил к фильму слоган "Слабо Умное кино", все же просится другой: "Легко ли быть молодым?"
Ответа нет. И два персонажа - скульптор-бомж Геша (Михаил Ефремов) и "без пяти минут лауреат нобелевской премии", а на самом деле тоже лицо без определенного места жительства (Даниэль Ольбрыхский) - кажутся в большей степени детьми, чем герои Крюкова - Карпуниной - Венеса.
Ефремов, который переходит из одной картины в другую и практически при этом не перевоплощается, стал своего рода талисманом современного российского кино. Таким же, каким его отец был для своего времени. Он - как некий добрый ангел. И Сергей Соловьев это подтверждает:
- От старших людей должна исходить функция ангела-хранителя. От Геши и героя Ольбрыхского исходит ангельский свет. Придурки, которых они играют, для меня важнее, чем олигархи. Тем, что у них колоссальное количество души. 10 долларов для них - огромные деньги. Но еще важнее - возможность дать в лоб не против кого-то, а за себя, - говорит режиссер.
И еще он говорит о том, как Ольбрыхский приехал сниматься в "Одноклассниках" после очередного проекта, где работал с Анджелиной Джоли. Ольбрыхский не знал, что за роль ему предстоит играть у Соловьева. Когда начал работать, увлекся. При этом выдал очень точный афоризм по поводу партнера Ефремова. Когда ему жаловались на неорганизованность Михаила, Ольбрыхский философски отвечал, мол, с Ефремовым работать всегда трудно, но потом посмотрите - в картине он будет лучше всех. Так и вышло.
Музыка в картине "Одноклассники" заслуживает того, чтобы сказать о ней особо. Анна Соловьева написала нечто завораживающее "в японском стиле", мощно в ход повествования врывается Виктор Цой. Но больше всего привлекает популярный хит группы "Иван-Кайф" "Штирлиц": "На четвертом месяце радистка Кэт. Хочется какой-то связи - связи нет..." В этой песне есть и слова "Я - не настоящий Штирлиц", и они очень подходят к настроению и мироощущению тех молодых ребят, о которых идет речь. Штирлицы для них - не настоящие люди. Так же, как и олигархи с золотыми мечтами. Чего им хочется - они не знают сами, и это даже пугает тех, кто привык жить с четко поставленными целями и выстраивать впереди иллюзорный мир из кумиров и идеалов.
Между тем
На открытии фестиваля "Дух огня" приз "За вклад в кинематограф" вручили Петру Ефимовичу Тодоровскому, который стал председателем жюри фестиваля, вместо заявленного ранее Иштвана Сабо. Фильмом закрытия фестиваля станет картина "Как я провел этим летом", которая была высоко оценена в этом году на Берлинале. Представлять ее приедет режиссер Алексей Попогребский. Московская премьера "Одноклассников" состоится 10 марта.