Компании подарят своим сотрудницам на праздник 8 Марта цветы и деньги

Поздравят с Международным женским днем своих сотрудниц наверняка все компании, в которых работают дамы, а вот подарки преподнесут не всем. Как показал опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru, 12% компаний вообще не планируют дарить подарки на 8 Марта, еще 16% пока не решили (см. диаграмму на стр. 1). Возможно, представители сильного пола просто обиделись, не получив презент к 23 февраля (по данным опроса, который проводил тот же портал накануне Дня защитника Отечества, больше половины компаний не планировали дарить подарки к "мужскому" празднику). А может, сильной части коллектива не понравились подарки, полученные к 23 февраля, и сотрудники решили не метать ответный бисер попусту. Опрос SuperJob.ru, проведенный накануне 23 февраля, показал, что большинство сотрудниц дарили своим сотрудникам недорогие полезные мелочи (35%) вроде авторучек и зажигалок или бесполезные сувениры (28%). То есть не угодили.

Эта ситуация печально повторяет новогоднюю, когда ожидания россиян по поводу подарков не оправдались: деньги под елкой мечтали найти 49% опрошенных компанией Deloitte, но такой подарок готовили только 25%, зато украшения для интерьера собирались подарить 37% россиян, а получить всего 26%. Мобильные телефоны дарить и вовсе никто из опрошенных не собирался, хотя получить их хотели 27%. А вот с продуктами питания и напитками все наоборот: их хотели подарить на Новый год 18% опрошенных, а желающих на такой подарок не нашлось.

Ошибиться с подарком членам семьи, друзьям или коллегам - полбеды, но ведь подарок может оказаться не по вкусу партнерам, клиентам или, что еще хуже, представителям контролирующих организаций. Но дарить-то надо, и не абы что, а, как утверждают профессионалы подарочного рынка, полезные, вернее - эффективные подарки. Причем эффект должен быть двойной. К этому выводу постепенно приходят и в компаниях-дарителях.

"Экономика-2009 заставила большинство компаний, прежде чем подписать договор даже на небольшую сумму, задать себе вопросы: а зачем это для моего бизнеса? А как это будет работать? А можно ли заменить этот подарок другим без потери эффективности? И это очень хорошо, потому что именно эти вопросы мы себе задаем, когда подбираем ассортимент. "А насколько эффективно этот подарок будет работать? - говорит Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров компании "Проект 111". - Продвинутость компании заключается ведь не в выборе самого подарка как такового, а в концепции коммуникации, которая будет вокруг подарка построена".

Неэффективно работающие подарки уходят с рынка. Андрей Дегтяренко делит их на две категории. "Первые - наследие лет, когда заказчику непременно хотелось водрузить клиенту на стол что-то большое, яркое, блестящее, с намеком на глобальность и с не сильно востребованным функционалом (и мы, признаться честно, частично такому спросу потакали), - отмечает он. - Вторая группа - подарки, устаревающие технологически. Не так давно в ходу были еще флэшки на 128 мегабайт, которые сегодня стоят практически копейки. Или среди лидеров продаж было весьма полезное устройство для резервного копирования SIM-карты. Для современных телефонов такая функция уже неактуальна".

Какие же подарки приходят им на смену? Как сообщил "РБГ" генеральный директор компании "Астрис С", член совета Русской ассоциации поставщиков и производителей сувениров (РАППС) Владимир Савицкий, за последнее время подарки стали более разнообразны: "Если еще пять лет назад дарились в основном ежедневники - блокноты - ручки (в зависимости от статуса компании: картон - кожзаменитель - кожа, Сенатор - Паркер - Монблан), то в последний год-два оригинальность и уникальность подарка приобрели для заказчиков первостепенное значение, - говорит он. - Сейчас корпоративные клиенты предпочитают заказывать подарки, изготовленные персонально для них по их дизайну или по дизайну, разработанному с их участием".

На 23 февраля и 8 Марта, как рассказывает Андрей Дегтяренко, корпоративные подарки в большинстве случаев дарят сотрудникам компании, причем иногда их покупают не за счет бюджета организации, а на собственные деньги сотрудников. "Стараются выбрать что-то личное, оригинальное, с интересным дизайном, - уточняет он. - 2010 год в смысле объемов заказов лучше,чем 2009-й, но, конечно, уступает 2008 году. Те компании, которые серьезно задумываются о поддержании лояльности партнеров, конечно, используют этот повод, чтобы сделать подарки партнерам и клиентам".

Ассортимент корпоративных подарков к 8 Марта намного разнообразнее, чем к 23 февраля. "В этом году в моем списке принятых заказов к 23 февраля несколько десятков фляжек, и все, - говорит Владимир Савицкий. - А в перечне подарков к 8 Марта числятся шелковые платки, косметички, зеркальца, полотенца в подарочной упаковке и пр.".