Российские женщины оставляют миллионы долларов в СПА-салонах

Число приверженцев СПА в России растет с каждым годом, людей, которые хотят быть здоровыми и хорошо выглядеть, очень много. Но это еще и бизнес, который живет своими интересами. Рассказать об этих интересах мы попросили директора Национальной гильдии специалистов СПА-индустрии Марину Кучуркину.

- Спа - это курорт в Бельгии, где поправлял свое здоровье еще Петр Великий, а также это бурно развивающаяся индустрия здоровья. Однако СПА стала отраслью мировой экономики сравнительно недавно. Когда это случилось, почему и насколько динамично она развивается сегодня в мире?

- По наиболее распространенной версии, современный термин СПА происходит не от города, а от римского "sanus per aqua", что значит - "здоровье через воду". Водные процедуры и ритуалы применялись издавна, но СПА как индустрия началась в 1991 году, когда в Америке появилась первая профессиональная ассоциация СПА (ISPA). В Россию индустрия СПА пришла совсем недавно - в 2008 году. Общая сумма вложений в СПА-индустрию в мире составляет 254,7 трлн долларов. Из них 60,3 трлн приносят основные источники: прямые инвестиции, издание журналов, обучение, мероприятия, бренды СПА-косметики. Еще 194,4 трлн долларов приносят: недвижимость, бизнес гостеприимства и туризм, бьюти-индустрия, фитнес, медицина, питание.

- Сегодня и в России люди прекрасно знают, что такое СПА, хотя, может быть, не каждый может сформулировать определение этого рода деятельности. Как можно охарактеризовать состояние СПА-индустрии в нашей стране?

- Я хотела бы обратить внимание на то, что нет страны, которая бы лидировала в области СПА и была бы образцом для всех в мире, есть отдельные руководители и объекты, которые достойны быть образцами. Проблемы развития отрасли не отличаются ни в России, ни во Франции, ни в Юго-Восточной Азии. Россия является одним из ведущих игроков СПА-бизнеса в Европе со всеми плюсами и минусами. К плюсам можно отнести великолепные методики и высокий профессиональный уровень медицинского персонала, можно сказать, самый высокий в мире, высокий культурный уровень кадров, желание привнести в свой труд что-то новое. Но надо отметить также и низкое стремление в систематизации данных, соблюдении стандартов, повышении уровня сервиса. Объекты у нас создаются очень быстро, но квалификация руководителей и инвесторов оставляет желать лучшего. По данным Национальной гильдии специалистов СПА-индустрии, сейчас в России действует 1500 салонов дэй-СПА, 350 гостиниц со СПА, 50 медицинских объектов СПА, 30 загородных отелей и курортов. Общая сумма вложений на 2009 год составила 6 млн долларов. Что касается географии бизнеса, то 40% объектов находятся в Москве и Подмосковье, 20% - в Краснодарском крае, столько же на просторах Сибири и Поволжья, 15% - в Санкт-Петербурге и 5% в других регионах.

- Как кризис сказался на отрасли?

- СПА-объекты - это так называемые "длинные деньги", поэтому почти все объекты, которые планировали открыть в 2009 году, были открыты. Какие-то проекты были приостановлены и лишь 2% от общего количества СПА-салонов закрыты или перепроданы. Были сокращены расходы на обучение персонала, введены новые технологии. Прошедший год весьма убедительно показал, кто из руководителей занимает "свое место". Мы впервые в Европе издали первую профессионально-аналитическую книгу "Стандарты работы персонала красивого бизнеса". Некоторые руководители начали вводить маркетинговые технологии - но это всего 5% от общего количества руководителей. Конечно, были разные ситуации: где-то стали сокращать персонал, не снижая уровень цен на "уходы", начали использовать низкокачественную продукцию. Это все есть, но есть и очень успешные салоны, в которые невозможно записаться даже за неделю. В феврале 2010 года мы получили первые положительные результаты - возращение клиентов в салоны, увеличение объемов обучающихся, рост продаж профессиональной прессы и т.д.

- Существует мнение, что СПА доступно лишь категории людей с доходами выше среднего уровня. Так ли это? Может ли себе позволить какие-то оздоровительные процедуры учитель или библиотекарь, чей доход не превышает 10 тысяч рублей в месяц? Ведь всем хочется быть красивыми и здоровыми.

- По нашим опросам можно воссоздать образ типичного клиента. Это женщина в возрасте от 35 до 50 лет (таких клиентов у нас 75% и только 25% от 20 до 35 лет). Клиентов, которые зарабатывают меньше 10 тысяч рублей, у нас нет, зато таких, которые зарабатывают 15-50 тысяч, - 35%, столько же, сколько тех, чей доход составляет 50-200 тысяч рублей, и самых богатых клиентов, тех, кто получает свыше 200 тысяч - 30%. Среди мужчин лидируют господа в возрасте от 35 до 50 лет (85%) с уровнем дохода 45-200 тысяч (45%). Если говорить о посетителях салонов, то СПА - это в сложившихся обстоятельствах удел клиентов высокого дохода не только в России, но и во всем мире. Нам очень жаль, потому что именно данный сложившийся имидж вредит развитию СПА-индустрии. Но существует и такое направление, как СПА для дома. Маски, компрессы для рук и ног из термальных вод и эфирных масел вы можете делать хоть каждый день, и это не выльется в какие-то серьезные траты. Стоимость затрат на полноценный СПА уход дома - 100 рублей, время на процедуру - 40 минут. Есть курсы, где обучают самомассажу. Но при этом, конечно, желательно пройти обучение и получить рекомендации у медицинских специалистов.

- Есть расхожее мнение, что СПА за рубежом, скажем, в Чехии, Польше или Словении дешевле, чем в Москве, даже с учетом Шенгенской визы и дороги. Так ли это?

- Правильнее говорить не о странах, а об объектах. Есть хорошие объекты и в Словении, и в России. Если сравнивать уровень цен в Германии или Словении, то, например, посещение большого СПА-комплекса (парение, бассейны, массаж, обед, аренда аксессуаров) стоит от 60 евро за день на человека. В России - минимум 3000 рублей за 2 часа. Но сколько стоит кредит в Европе? Какой срок окупаемости бизнеса в Европе?

Главные проблемы - стоимость аренды или покупки помещения, высокие требования ожидания персонала от зарплаты и очень маленький срок окупаемости, поставленный инвесторами, высокая цена на расходные материалы. Это общие проблемы для страны.

- Насколько услуги СПА-салонов в России соответствуют международным стандартам?

- Качество сервиса соответствует общему уровню европейских объектов. Это не значит, что все высококачественно в Европе. У нас осуществляются программы обучения сервису, так вот 90% специалистов и администраторов готовы учиться, просто надо этим заниматься. А уровень проведения "уходов" и медицинская квалификация специалистов у нас высокие. В Швейцарии, в Америке и других странах практически в каждом салоне работают русские специалисты. Я бы хотела еще отметить, что русские клиенты одни из самых лучших: любят СПА и часто посещают салоны.

- Что нужно для того, чтобы открыть салон СПА? Во сколько это обойдется? И когда можно рассчитывать на окупаемость? Кто занимается СПА-бизнесом в России?

- Несмотря на свою молодость, рынок сформировался. Это закрытый бизнес, потому что всем очень удобно в мутной воде выставлять себя великой компанией. Лишь 5% от представленных на рынке компаний являются вполне профессиональными. Поэтому мы за то, чтобы обучение проходили инвесторы, чтобы четко понимать, как будут работать их компании. Стоимость бизнеса зависит от общей площади, направления и других факторов. Кто-то делает зону СПА в 40 кв. м и его затраты - 300 000 рублей. А кто-то открывает новый большой СПА-центр в гостинице, и это от уже 30 000 000 рублей.

- Есть ли интерес к российской СПА-индустрии со стороны иностранных инвесторов?

- Возможно, иностранные инвесторы станут вкладываться в олимпийские объекты в Сочи. Российские инвесторы часто обращаются к иностранным консалтинговым компаниям, но проекты, как правило, неудачные. В России есть богатые инвесторы, нет только желания изучать данную тему, все делают на авось. Для успеха в нашем бизнесе, как и в любом другом, нужно время, терпение и каждодневный труд.

- Каковы перспективы развития отрасли и рынка услуг в России?

- Перспективы хорошие, но для того, чтобы индустрия СПА динамично развивалась, нужна серьезная работа с инвесторами, развитие консалтинговых компаний, производство косметической продукции и оборудования, подготовка специалистов и промоутеров. Главные тренды этого года - все большее разделение объектов по индивидуальному стилю, экспансия иностранных брендов, усиление внимания к программам физического развития, арт-терапии, телесноориентированная терапия и др.