Пока министерства и ведомства бьются за уменьшение административных барьеров для строителей, которых вынудили с этого года вступать в саморегулируемые организации, в регионах проблему получения строительных разрешений решают привычными способами: либо покупкой допуска, либо лоббированием через своих людей в администрациях субъектов РФ. О первых месяцах работы строительной отрасли в СРО шла речь на слушаниях в Общественной палате.
Стоит войти в Интернет, как на вас обрушится безмерное количество предложений: "вступление в СРО за 2 недели", "вступление в СРО за 20 тысяч рублей", "ежемесячный взнос 4 тысячи рублей вне зависимости от вида деятельности", вплоть до того, что могут предложить уже готовые СРО. Государство продолжает регистрировать все новые саморегулируемые организации. Но сравните: в среднем официальный вступительный взнос для строительной организации стоит 300 тысяч рублей, а если нет страховки, то придется выложить 1 млн рублей. Как известно, спрос рождает предложение. Поэтому эксперты, собравшиеся на слушания в Общественную палату, были всерьез обеспокоены одним: безопасностью возводимого жилья. Ведь если допуск на проведение строительных работ можно получить всего за 5 дней, как говорится, "с рук", не начнут ли уже через три года рушиться здания, построенные такими горе-строителями.
Сумятицу вносит все никак не утверждаемый перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. По словам вице-президента Российского союза строителей Анвара Шамузафарова, за последний месяц уже готовится четвертый вариант этого злополучного перечня, причем варианты диаметрально противоположные. В результате постоянных переделок перечень существенно "похудел". По словам президента Национального объединения саморегулируемых организаций Ефима Басина, из 760 видов работ в нем осталось всего 270. Чем проволочки с утверждением этого перечня грозят строительной отрасли? Во-первых, из-за того, что он не принят, замерли многие стройки, так как в нем определены в том числе те виды работ, которые требуют получения свидетельства о специальном допуске. Во-вторых, постоянные изменения списка привели к появлению в нем новых видов и подвидов, на каждый из которых требуется специальное разрешение и тоже допуск. Рядом строительных организаций уже предлагается установить фиксированную таксу в размере 50 тысяч рублей за каждый вид работ.
И, наконец, главное, что больше всего возмущает профессиональное сообщество - перечень сокращается без согласования со специалистами. Из приказа минрегиона, которым утверждается перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, по словам Анвара Шамузафарова, специалисты ФАС России и минэкономразвития предлагают исключить такие виды работ, как монтаж и пусконаладочные работы внутренних систем жизнеобеспечения объектов (водопровод, канализация, вентиляция, системы автоматики и т.п.), возведение конструкций из камня и кирпича. Предлагается сократить за ненадобностью усиление и монтаж деревянных конструкций, а также облицовку фасадов и работы по монтажу навесных фасадных систем. Также к категории не влияющих на безопасность объектов отнесены такие работы, как монтаж оборудования учреждений здравоохранения, пусконаладочные работы котельного оборудования. Строители возмущались, что "так можно разморозить пол страны".
И все это происходит, как считают специалисты, под предлогом помощи малому бизнесу, который и так "задавили" компенсационными взносами.
- Сокращение видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, является выгодным для крупных генподрядных организаций. Принятие решения о сокращении видов работ, на которые необходимы допуски саморегулируемых организаций, является способом выдавливания с легального рынка строительных услуг и уничтожения предприятий малого бизнеса, - утверждает вице-президент Российского союза строителей Анвар Шамузафаров.
В свою очередь, директор департамента регулирования градостроительной деятельности минрегиона Илья Пономарев высказался за формирование центра компетентности, который обеспечил бы стабильность и стал главным экспертным органом в технических вопросах. Чтобы именно за этим центром, а не за минэкономразвития, минрегионом или другим министерством было бы решающее слово в пользу принятия решений.
После бурного обсуждения в Общественной палате стало понятным, что уход государства из сферы строительства пока ничего хорошего не принес. Строительные организации оказались не готовы сами себя регулировать. И эта волна уже покатилась по регионам. Как сказал член Общественной палаты Вячеслав Глазычев, самое опасное - регионализация. По его словам, Градостроительный кодекс расчленил муниципалитеты на способные и неспособные. Уже наметилась угрожающая тенденция усиления монополизации строительного рынка, в том числе региональными строительными элитами. Этот рынок начал делиться по территориальному и национальному принципу. Местные авторитеты пытаются не допустить "чужаков" на "свои" территории. И в результате строители, к примеру из Твери, не могут прийти строить в Ярославль. И предлог отказа "неместным" претендентам в членском билете СРО универсальный - плохая профессиональная репутация.
Досье "РБГ"
По информации Российского cоюза строителей , на 10 февраля в реестрах Ростехнадзора отражены 344 строительные СРО, в которых состоят 46 тысяч организаций. Это около 17% от 268 тысяч лицензируемых организаций, что составляет примерно четверть от компаний, отраженных в статотчетности.
Александр Пироженко, директор департамента развития конкуренции минэкономразвития:
- Действительно, строительные рынки во многих регионах монополизированы. Это связано с необходимостью получения компаниями большого количества различного рода разрешений и согласований. Конкурентоспособна та компания, у которой есть доступ к пресловутому административному ресурсу. Рынок строительства именно такой, к сожалению. Поэтому нередко контролирует строительство в регионе ограниченный круг компаний, которые тесно связаны с местной администрацией.
К сожалению, переход строительной отрасли к СРО на практике не решил всех проблем. Наоборот, отчасти возникли новые, в том числе в сфере конкуренции. Во-первых, сам перечень видов деятельности, которые могут осуществляться в разрешительном порядке, представляется избыточным. Это произошло из-за того, что он формировался без достаточно детальной проработки и обсуждения с широким кругом участников рынка. Во-вторых, созданные СРО объединяют, как правило, довольно крупные компании, которые установили высокие "входные билеты" для новых членов. Размер вступительного взноса в такие СРО нередко является непреодолимым барьером для многих компаний малого и среднего бизнеса, а значит, ограничивает конкуренцию на соответствующем рынке. Все это приводит к тому, что многие небольшие компании вынуждены идти на условия субподряда к тем же монополистам на худших условиях. В-третьих, не все требования к строительным компаниям являются обоснованными и продуманными. Избыточные требования по наличию в штате компании определенного числа специалистов с установленным образованием и опытом могут ограничивать работу на рынке эффективных и успешных компаний, например небольших архитектурных бюро.
Сергей Борисов, президент "ОПОРЫ РОССИИ":
- Сегодня, по экспертным оценкам, в уже созданные СРО вступили около 40 тыс. предприятий из 140 тыс. действующих в отрасли. Но около 100 тысяч предприятий не смогли или не захотели, оставшись вне правового поля. При этом большая часть из них - малые и средние компании. Правила игры должны быть одинаковыми и обязательными для всех, понятными и выполнимыми, то есть конкурентными.