В Год учителя будет сформирована база инновационного развития российского образования

Инвестиции, направляемые на технологическое обновление производства в России, пока малы, и с этим, похоже, никто не спорит. Никто пока до конца и не уяснил, кто должен быть главной движущей силой инновационного прорыва в российской экономике. В связи с этим роль образования как инструмента социально-экономичес кого развития приобретает новое звучание. Экономика, да и вся жизнь после кризиса (это совершенно очевидно уже сейчас) не будут такими, как раньше, различия видятся существенными. И поэтому не случайно раздаются голоса о том, что у современного образования миссия конструктора новой экономики.

- Мы рассчитываем, что 2010 год станет годом серьезной модернизации образования и годом позитивных перемен, - заявил, открывая Год учителя и давая старт Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" президент РФ Дмитрий Медведев. - Пора уже обобщать те эксперименты, которые проводились на протяжении нескольких лет, в том числе в рамках национального проекта "Образование".

Тут стоит напомнить, что действительно "экспериментировать" в системе образования начали вовсе не вчера. Еще в 2001 году начала действовать Концепция модернизации российского образования. Так вот продолжение (или преемственность) ее основных направлений, по замыслу, и возьмет на себя Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Основной смысл которой, легко можно выразить простыми и доступными каждому родительскому сердцу словами (к чему и стремились ее разработчики): "создание современной школы, способной раскрыть личность ребенка, воспитать интерес к образованию, к учебе; способной быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой".

Все верно: наша жизнь принципиально меняется, соответственно, и образование должно принципиально измениться. Окружающая нас действительность насыщенна новыми информационными ресурсами, оснащена современнейшими технологическими процессами. Разве можно допустить, чтобы образовательный процесс выглядел так же, как тогда, когда в распоряжении педагога были только доска, мел и указка? Разве сегодня заинтересуешь кого-то из учеников или студентов перессказом учебника? Утвердительный ответ исключен. В новой образовательной среде, конечно же, принципиально меняется и роль педагога. Новые востребованные педагогические компетенции должны быть адекватны современным образовательным инструментам и технологиям.

А, для того чтобы школы были обеспечены квалифицированными кадрами, необходима модернизация всей системы педагогического образования. В этой связи Комитет по образованию Госдумы РФ выступает за интеграцию профильных учебных заведений в мощные образовательные комплексы, в которые вошли бы педагогические колледжи, вузы, институты повышения квалификации и другие структуры. Кстати, о преобразовании педвузов в крупные центры подготовки педагогов или в факультеты классических университетов президент РФ говорил еще в своем Послании Федеральному Собранию. И в профессиональном сообществе идет активное обсуждение этого предложения. К примеру, ректор РГПУ им. Герцена Геннадий Бордовский считает, что осторожность в этом вопросе не повредит, поскольку "одно дело - в классическом университете создать инновационную образовательную среду, и этот факультет будет интегрирован в систему педагогического образования, и совсем другое дело, когда просто преобразовать педагогический университет в факультет, не решив, что мы приобретем от этого".

Говоря о высшем образовании вообще, стоит напомнить, что Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предусмотрен переход нашего высшего профессионального образования на уровневую систему (подготовка бакалавров и магистров) и Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

- Первый и главный плюс уровневой системы подготовки - то, что студенты получают унифицированный диплом, признаваемый во всех европейских странах, где действует Болонская конвенция, - считает ректор СПбГПУ Михаил Федоров. - Для вуза же основной положительный момент заключается в том, что существует свободный выбор магистерских программ после завершения бакалаврской программы. И наконец, для работодателей главный плюс перехода на новую систему подготовки очевиден: за 6 лет можно лучше подготовить студента к его будущей профессиональной деятельности и в то же время, благодаря взаимодействию вуза с промышленностью и бизнесом, адаптировать специалиста к работе в компании сразу после окончания университета.

Возвращаясь к теме педагогического образования, нельзя не отметить, что во многих развитых странах от уровня профессиональной подготовки выпускников педвузов напрямую зависит, как будет развиваться их карьера. Преподавательский состав школ формируется из 30% лучших выпускников вузов. А в Финляндии, к примеру, отбирается 12% обладателей новеньких дипломов, в Южной Корее лишь 5%. Но зато это настоящая элита молодых кадров, чей дальнейший рост будет так же продуктивен, как и их вчерашняя учеба. Будет ли подобная методика отбора когда-нибудь действовать у нас, как говорится, покажет время.

Сегодня главное, по словам Дмитрия Медведева, чтобы педагог "обладал качественными и современными знаниями". А потому, считают в минобрнауке, в прямой зависимости от современных потребностей педагогов должны меняться и программы повышения их квалификации. По инициативе группы депутатов в Госдуму уже внесен законопроект, в котором закрепляется право педагогов проходить курсы повышения квалификации и переподготовки не реже, чем один раз в пять лет.

По словам председателя Комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина, "раньше такая норма действовала только для преподавателей вузов, поэтому многие педагоги не повышали свою квалификацию в установленные сроки". Сегодня же речь идет не только о необходимости регулярного обучения педагогов, но и о выборе учреждения, где они могли бы получать дополнительные знания и компетенции. Такими площадками, по мнению экспертов, могли бы стать помимо академий и институтов повышения квалификации, культурные и научно-исследовательские центры, музеи, где педагоги могли бы получать не только знания "по предмету", но и значительно расширить свой кругозор.

Еще одна задача, которую предстоит решить в ближайшее время, - совершенствовать аттестацию педагогических и управленческих кадров в учебных заведениях. Сейчас принципиально обновляются квалификационные требования, и профессиональные педагогические компетенции занимают теперь центральное место. Эксперты отмечают: важно, чтобы были созданы условия, обеспечивающие профессиональный рост каждого специалиста, включая вчерашнего выпускника вуза. А создание таких условий, по словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, "важный аспект социальной ответственности государства, и реализуется он прежде всего через систему образования".

- В Год учителя пройдут самые разные мероприятия, направленные на укрепление авторитета педагога и укрепление, что не менее важно, его социального статуса, - сказал Дмитрий Медведев в своей программной речи на первой Педагогической ассамблее. - Но такую работу, конечно, нужно вести не один год. Никакая кампанейщина и никакие годичные мероприятия не приведут к результату, если впоследствии такого рода работа не будет продолжена. Поэтому Год учителя - это удобный повод для того, чтобы дать старт такой работе.

Добавим: старт работе, которая непременно должна дать эффект модернизации и станет базой дальнейшего инновационного развития всей системы образования.