1 марта в возрасте 82 лет после тяжелой продолжительной болезни умер легендарный летчик-испытатель Владимир Ильюшин, сын легендарного авиаконструктора Сергея Ильюшина. Его судьбу в наше время семейных традиций можно назвать уникальной. Ильюшин-испытатель - сын Ильюшина-конструктора, став генералом, не стал "генеральским сынком". Всего в жизни он добился своим упорным трудом и природным талантом.
А добился многого: Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, Лауреат Ленинской премии, многократный мировой рекордсмен.
Отец его - Сергей Владимирович Ильюшин - был одним из самых выдающихся авиационных конструкторов России и, конечно, мечтал видеть сына продолжателем своего дела, но еще мальчишкой Владимир пошел наперекор воле отца.
Летать на "кукурузнике" По-2 юного Володю научил легендарный летчик Владимир Коккинаки еще в 1943 году. Собирался поступать в МАИ, но в 1944-м призвали в армию и... определили слушателем Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. Одновременно с учебой в академии Владимир Ильюшин уже профессионально стал учиться летать в столичном аэроклубе.
В 1951 году получен диплом военного инженера, и за спиной выпускника академии - восемь лет летного стажа. Отец считал, что это идеальный сплав для будущего создателя самолетов, должных быть непременно лучшими в мире. Владимиру специально подготовили место конструктора в "папином" ОКБ. Однако сын категорически отказался идти по стопам отца и стал летчиком-испытателем. Ильюшин-старший был настолько потрясен таким своеволием, что двадцать лет(!) практически не разговаривал с родным сыном.
Профессия испытателя смертельно опасна. Не раз в небе случались критические ситуации, но летчик едва не погиб на земле. 5 июня 1960 года "Победа" с группой подвыпивших ударников коммунистического труда столкнулась влобовую с "Волгой" Ильюшина. Спас летчика коллега-испытатель и будущий космонавт Георгий Береговой, случайно оказавшийся на трассе, где произошла катастрофа.
То было время ожидания космоса. И наша традиционная секретность сыграла свою роль. 11 апреля 1961 года в газете "Дейли Уоркер" появилась заметка ее московского корреспондента Денниса Огдена, в которой сообщалось о том, что 7 апреля на космическом корабле "Россия" совершил орбитальный полет сын авиационного конструктора, летчик-испытатель Владимир Ильюшин.
Было официальное опровержение: еще в июне 1960 года Ильюшин попал в автомобильную катастрофу и не мог летать в космос. Он вынужден был долго лечиться: сначала у нас в стране, а затем в Китае. Но "космический полет" Ильюшина уже оброс подробностями. В эту версию за рубежом многие поверили, и Владимир Ильюшин, а не Юрий Гагарин был назван первым космонавтом планеты в "Книге рекордов Гиннеса" издания 1964 года. Время, казалось, все расставило на свои места. Мир увидел и полюбил первого настоящего покорителя космоса - Юрия Гагарина.
Однако выдумка о "космонавте" Ильюшине оказалась живучей. В начале 90-х в Венгрии была опубликована книга "Гагарин - космическая ложь?". Ее автор - публицист Иштван Немене утверждал, что Гагарин вовсе не облетал нашу планету 12 апреля 1961 года.
"Восток" поднялся в космос на несколько дней раньше, - писал Немене. - На борту его находился сын знаменитого авиаконструктора, не менее известный летчик-испытатель Владимир Ильюшин". Якобы после приземления Ильюшин выглядел настолько плохо, что его никоим образом нельзя было демонстрировать миру. Наоборот, его требовалось надолго, лучше всего навсегда, убрать с глаз публики. На роль космонавта № 1 был срочно подобран симпатичный парень с жизнерадостной улыбкой и прекрасными анкетными данными. А чтобы тайна не всплыла, Гагарину устроили катастрофу во время тренировочного полета на самолете "МиГ-15УТИ"...
В 1999 году на Западе вышел "документальный" фильм, посвященный Владимиру Ильюшину. Его авторы не стали следовать версии Немене, а попытались изложить прежнюю легенду на новый лад. Согласно версии, изложенной в фильме, Владимир Ильюшин действительно стартовал с космодрома Байконур 7 апреля 1961 года. Затем на космическом корабле "Восток" он совершил три витка вокруг Земли, но утратил при этом связь с наземными службами. В результате ему пришлось перейти на ручное управление. Он совершил аварийную посадку в Китае, где и был арестован местными властями. Лишь через год Ильюшина передали Советскому Союзу по секретному соглашению между двумя странами.
На изготовление фильма было потрачено пять лет и полмиллиона долларов, но он себя вполне окупил. Его приобрели такие гиганты информационного рынка, как "Общественный радиовещательный канал Соединенных Штатов", "Канал Дискавери", "Горизонт" и "Канадская радиовещательная корпорация".
А в жизни травмы в результате автокатастрофы были столь серьезными, что, казалось, дорога в небо Владимиру заказана навсегда. Но уже через год с небольшим Ильюшин испытывал перехватчик Су-15. К этому времени отец, оставивший пост генерального конструктора, впервые после двадцатилетней размолвки признал за сыном правоту его выбора.
Так уж сложилось, что практически вся летная жизнь Ильюшина-испытателя была связана с ОКБ, которым руководил Павел Осипович Сухой. Владимир Ильюшин дал путевку в жизнь практически всем машинам знаменитой марки "Су" вплоть до красавца Су-27. Именно он начал испытания так и не превзойденной никем "сотки" - машины, опередившей время.
У расчетливых американцев есть незыблемое правило - если в проекте самолета 50 процентов новизны, то его не строят. В "сотке" Сухого новизны было... 100 процентов! И она летала! Причем так, что даже американские специалисты назвали самолет чудом ХХI века. Испытания стотонной машины, развивавшей скорость в три раза выше звуковой, шли на редкость удачно. Сам Ильюшин был на седьмом небе от чисто полетного счастья. Казалось, Советский Союз вот-вот получит универсальный самолет, на базе которого можно строить и пассажирские сверхзвуковые лайнеры, и стратегические бомбовозы, и даже космические ракетопланы, но... В начале семидесятых после успешного десятого полета все испытания были прекращены, а перспективнейшую тему закрыли. Кто совершил это, так и осталось тайной аппаратных интриг давнего уже времени...
Уже при жизни Владимир Ильюшин стал легендой, и не благодаря космическим выдумкам западных журналистов. Он стал легендой благодаря собственному упорному труду, таланту и мужеству. Он жил для Отечества и потому заслуживает памяти долгой и славной, как и самолеты, которые он научил летать.