Еще недавно столичную монорельсовую дорогу ругали все кому не лень - и за то, что она убыточна, и за то, что провели ее там, где в ней наибольшая потребность.
А вчера на заседании хозяйственно-экономического актива департамента транспорта и связи Москвы первый заместитель мэра, руководитель комплекса городского хозяйства города Петр Бирюков признал: появление этого вида транспорта в городе вполне оправданно. Об этом сами за себя говорят цифры, приведенные департаментом транспорта и связи Москвы. На наземном транспорте пассажиропоток в прошлом году по сравнению с 2008 годом упал в среднем на 5,7-8 процентов и составил всего 1 миллиард 630 миллионов пассажиров. Более того, он продолжает падать и сейчас. Так, например, в январе снизился еще на восемь процентов по отношению к аналогичному периоду 2009 года. Меньше на 10 процентов осталось пассажиров и у метрополитена - всего метрополитен перевез 2,5 миллиарда человек. Зато на монорельсовой магистрали - явно оживление и рост пассажиропотока. Так, если в 2008 году им воспользовались всего 3,5 миллиона пассажиров, то в минувшем году число перевезенных было уже более 4 миллионов человек, или на 18 процентов больше.
- Основная причина роста числа пассажиров - это снижение стоимости билетов до уровня цен метрополитена, а также сокращение интервалов между поездами с 10 до 3,5 минуты, - пояснил "РГ" Петр Бирюков. - А главное, возможность с комфортом, без пробок добраться до нужной точки.
Поэтому власти, еще недавно говорившие о том, что на монорельсе в Москве поставлена точка, сейчас планируют уже в ближайшее время начать работу над созданием кольцевой ветки дороги на опорах, в которую войдет и существующая магистраль.
По словам Бирюкова, город в ближайшем будущем вообще будет отдавать предпочтение в строительстве не подземке, а наземному легкому метро, поскольку оно намного дешевле. В частности, сейчас рассматривается возможность прокладки подобной такой ветки в поселок Северный, город Зеленоград, район Новокосино, идут разговоры о продлении легкого метро в Бутово.
В целом транспортной отрасли в минувшем кризисном году удалось главное - избежать массового увольнения сотрудников и даже справиться с текучестью кадров. Если раньше она составляла в наземном транспорте 12 процентов в год, то сейчас сократилась вдвое, а на подземном транспорте - до 4 процентов. Новые же кадры были привлечены в основном из Москвы и области. Улучшилось и качество предоставления услуг, так, например, если раньше маршрутам из области приходилось, преодолевая пробки, приезжать в центр города к вокзалам, то сейчас организованы новые автобусные станции, как в Орехово и Северном Бутово. Появился новый пересадочный пункт у станции метро "Планерная".
Как рассказал руководитель департамента транспорта и связи Василий Кичеджи, одной из главных целей на нынешний год является сокращение числа коммерческих маршруток, дублирующих городские, а также дальнейшее усиление контроля со стороны департамента и автоинспекции за коммерческими перевозчиками. Лишь за последние четыре дня в ходе проверок было выявлено 217 нарушений правил дорожного движения, допущенных водителями маршруток, а также 704 нелегальных автобусных маршрута, курсирующих по популярным направлениям.
Тарифы на городской транспорт в этом году власти пообещали больше не повышать и, быть может, даже избежать их повышения и в 2011 году. Решать финансовые проблемы транспортники намерены за счет собственных ресурсов, внедрения новых разработок, повышения рентабельности перевозок и качества предоставления услуг.