03.03.2010 00:10
    Поделиться

    Жертвой конфликта в Нижегородском ТЮЗе становятся зрители

    История, о которой "РГ" рассказывала в N за 31 августа, 2 и 4 сентября 2009 года нашла неожиданное продолжение: в Нижегородском ТЮЗе начали увольнять актеров, участвовавших в голодовке. С ними намеренно не продлевают срочные контракты, объясняя это "оптимизацией расходов".

    Еще в сентябре прошлого года актеры решились на крайнюю меру, защищая свое право быть услышанными. Они протестовали против назначения сверху, без учета мнения коллектива, нового художественного руководителя при действующем худруке - главном режиссере театра Владимире Золотаре. К беспрецедентной акции присоединились работники цехов и администраторы. Проведя семь дней на воде и аскорбинке, получив в свою поддержку тысячи писем от известных людей и простых зрителей, они так и не достучались до местных властей. Острая фаза конфликта была снята только благодаря приезду в Нижний специальной комиссии Союза театральных деятелей России. Договориться удалось о странном и небывалом: в театре создали две труппы. Не объяснив, как между ними будут распределяться день ги, репетиционные помещения, техническое обслуживание. Поставив в конце прошлого сезона шекспировскую трагедию "Король Лир" как историю подмен, ведущих к полному уничтожению мира, Владимир Золотарь как будто предвосхитил события, спровоцировавшие раскол.

    7 февраля решением дирекции был отменен спектакль "Король Лир". И сегодня Владимир Золотарь вынужден не столько размышлять над концепцией будущего "Тома Сойера", сколько писать служебные записки. Властные "гаранты", уверявшие конфликтную комиссию СТД, что никаких репрессий не последует, молчат.

    Российская газета: Увольнения, выговоры, отмена спектаклей. Что происходит?

    Владимир Золотарь: Самая свежая "сводка с полей" - это удивительная для меня отмена спектакля "Король Лир". В театре всегда было два нерушимых закона: что бы ни случилось, репетиция должна состояться, и что бы ни случилось - должен состояться спектакль. На моих глазах играли с трещинами, переломами, с температурой 39 градусов. Здесь же мы имеем удивительный прецедент: середина сезона, у актрисы истек срочный договор, но договор с ней не продлевается. Мне, главному режиссеру, дирекция предлагает срочно ввести "кого-нибудь" на роль этой актрисы, исполняющей роль Корделии. Именно с ситуации непродленного срочного договора началась история отмены спектакля. Зрителям предлагалось бронировать места - потому, дескать, что "мы не знаем, состоится спектакль или нет". В итоге приказом по театру этот день вообще был объявлен выходным.

    РГ: Что будет дальше с ТЮЗом, похоже, о репертуарных планах придется забыть?

    Владимир Золотарь: Да, мне уже пришлось отказаться от многих планов. Я заморозил Брехта (хотя мы уже начинали репетировать). Я отменил работу с замечательным приглашенным режиссером Романом Ильиным, с которым теперь не знаю, как поздороваться даже, потому что морочил его полтора месяца, надеясь, что пробью все-таки наш с ним проект. "Том Сойер" стоял в планах, как я понимаю, только потому, что на его постановку был выделен грант Союза театральных деятелей. Но СТД, желая как-то оздоровить обстановку после сентябрьских событий, поставил условие - сразу после "Тома Сойера" провести в Нижнем фестиваль "Колесо" - с приглашением других театров, критиков, с профессиональными обсуждениями. Сегодня дирекция категорически сказала представителям СТД, что фестиваля не будет. Он городу не нужен.

    РГ: Разве вы не участвуете в верстке репертуара?

    Золотарь: ТЮЗ превращают в некое коммерческое производство. На должность замдиректора был приглашен Владимир Чернов, специализацией которого является аренда и прокат площадок. Так вот, именно Владимир Маратович сначала составляет список аренд, которыми он же и занимается, а потом он же почему-то подгоняет к этому репертуар. Этот репертуар приходит ко мне на подпись. А когда я не подписываю и делаю какие-то заявления, подписывают без меня и говорят, что я конфликтный человек.

    РГ: А что это за фантастическая история про то, что заслуженной артистке России Елене Фирстовой предложили работать уборщицей? Неужели правда?

    Золотарь: Да, ей было сказано, что в ее услугах театр не нуждается. В целях оптимизации ее должность сокращается, вакансий, соответствующих ее квалификации, в театре нет, и предложили на выбор - костюмером, бутафором или уборщицей помещений. Но история развивалась еще более кроваво! Сначала на заслуженную артистку России Елену Борисовну Фирстову, педагога и просто уважаемого человека в городе, и на помощника режиссера Елену Неганову было наложено необыкновенное по логике своей взыскание - за грубое нарушение дисциплины. Оно заключалось в том, что Неганова открыла большой репетиционный зал Елене Борисовне для репетиций со студентами того самого злополучного кокоринского курса РАТИ, которому летом власти Нижнего отказывали в существовании и который полтора года назад в этом же репетиционном зале был набран. Этот курс сейчас учится в РАТИ заочно, Елена Борисовна их не оставила, занимается с ребятами здесь, в Нижнем. Артисты тут же написали служебную записку с просьбой объяснить им причины нелепого взыскания. Я тоже попросил объяснений. Максим Владимирович Крохин сказал, что само взыскание - это и есть ответ. Вы понимаете, говорю, что вы лишаете меня последнего оставшегося у меня права - защитить своих людей? Мне остается только заявление писать. Я ждал этого, отвечает, пишите. Вот тогда-то я и написал заявление об уходе, которое теперь директор на всех пресс-конференциях мне поминает.

    РГ: Но вы не ушли?

    Золотарь: Я там ошибочно написал одиннадцатый месяц, а не двенадцатый. И не стал переписывать "в надлежащей форме" - вместо этого мы стали репетировать "Операцию Новый год".

    Ситуация в ТЮЗе накалена и меняется каждый день. Интернет снова полнится взволнованными обсуждениями. Некоторые зрители называют происходящее "техничным рейдерским захватом".

    Точка зрения

    19 февраля Александр Калягин направил письмо губернатору Нижегородской области Валерию Шанцеву. Озабоченность председателя Союза театральных деятелей России выражена в нем ясно:

    "Нам предлагается подождать до следующего сезона, когда в театре будут реализованы новые планы и театр подготовится к приему фестиваля. Параллельно директор театра М. Крохин выступает в прессе с заявлениями, что проведение фестиваля слишком затратно и не под силу театру. Мне не понятно, о каких затратах идет речь, если учесть тот факт, что фестиваль полностью финансируется СТД РФ... Нам предлагают спокойно подождать, пока театр будет окончательно творчески разрушен. Пока на месте интереснейшего, спорного и бурлящего творческого организма будет построен театр образцовой управленческой команды. Пока из театра будет выдавлен главный режиссер В. Золотарь. Пока произойдет окончательная расправа над мятежной труппой".

    Поделиться