03.03.2010 00:20
    Поделиться

    Специалистов для СМИ теперь готовят по новым технологиям

    Специалистов для медиапроизводства теперь готовят по новым технологиям

    Почему модернизация - это не только технологическое обновление? Что может быть общего у ведущего вуза страны и нового российского общественного телевидения? Отчего классным журналистом становится тот, кто помимо журналистского образования имеет еще одно, в другой сфере? На эти и другие вопросы "РГ" ответила декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор филологических наук Елена Вартанова.

    Елена Леонидовна, ваш учебный радиотелевизионный центр оснащен аналоговым или цифровым оборудованием?

    50 на 50. Радиостанция полностью цифровая, а в телевизионной студии пока еще аналоговое оборудование, но уже есть класс для цифрового монтажа.

    Мы понимаем, что на вызовы сегодняшнего дня надо реагировать очень оперативно. И полноценную реформу нашего учебного телевизионного центра планируем на эти весну-лето. Мы уже резко обновили кафедру техники СМИ, которая обучает наших студентов технологическим аспектам журналистского творчества. С сентября там идет эксперимент по выработке навыков универсального журналиста.

    Чтобы он мог работать везде: "в телевизоре" или в газете?

    Да, независимо от специализации, которые у нас сохраняются (периодическая печать, телевидение, радио, Интернет), все студенты первого курса проходят обучение базовым технологиям, применяемым в мультимедийной редакции. Они учатся верстке, цифровой фотографии, видео- и звуковому монтажу, работе с компьютерными базами данных. Мы их учим не только включать кнопки, но и посредством современных сетей добывать и проверять необходимую информацию.

    Вопрос о реформе, модернизации вузов активно обсуждается в различных аудиториях. У вас есть рецепты обновления журналистского образования?

    Не знаю, нужны ли радикальные реформы, но можно смело сказать, что модернизация у нас идет постоянно. В журналистском образовании около трети предметов профессионального свойства. И поэтому еще в 80-90-х годах мы перевели их в статус деловых игр. Студенты выпускают газету, и эта работа полностью моделирует производственный процесс в редакции. То же касается и производства теле- и радионовостей. Это хорошо отработанный алгоритм, поскольку производственная база существовала на факультете всегда. Но вот появление специальных творческих дней, посвященных выработке профессиональных качеств, - это явление последних лет. Теперь мы стараемся перевести профессиональные дисциплины (требующие креативного подхода со стороны и студента, и педагога) на субботу, на творческий день, в который и телевизионщики, и радийщики делают свою продукцию. А создание газеты занимает два-два с половиной дня. И на это время студенты освобождаются от других занятий. Мне кажется, это движение в ту плоскость, на которую нацелен позитивный вектор реформы образования. Усилить выработку практических навыков, а также начинать развивать профессиональные компетенции в условиях университетских аудиторий.

    Но таких предметов всего треть, остальные же - академические, для общего развития...

    И это большое достоинство нашего образования. Но здесь тоже надо найти правильный баланс. Потому что общая культура, которая так важна для журналиста, литературоцентричность журналистского образования, не должны вытеснять формирование широкого кругозора, умение ориентироваться в потоке информации, инновационных подходов к формированию профессиональных навыков, которые дают, конечно, не лекционные, не семинарские занятия, а интерактивное преподавание.

    А как процесс выработки профессиональных компетенций непосредственно в редакциях сегодня поставлен? Почему со времен "Алого паруса" в "Комсомольской правде", пожалуй, трудно вспомнить другой пример сотрудничества центральной газеты и ведущего факультета журналистики?

    Вы знаете, мы сейчас возрождаем эту традицию и запустили с этого семестра два практических спецкурса, чьи занятия будут проходить непосредственно в редакциях. И это не просто было сделать, потому что редакции не всегда заинтересованы, ведь это дополнительная нагрузка журналистам, у которых своя работа, им некогда думать о таких стратегических вещах, как подготовка молодых журналистов. Но здесь надо оговориться. Университет не может отдать на откуп формирование профессиональных навыков конкретной редакции, где главенствуют сиюминутные и оперативные интересы. Университет же должен формировать базовые компетенции в профессиональной сфере. Наши выпускники должны знать, что постоянное совершенствование в использовании современных технологий - это залог профессионального успеха.

    Студенты, как известно, народ любознательный. Они к модернизации, что называется, готовы всегда, поскольку молодость восприимчива к переменам и обновлению.

    Безусловно. Приведу пример с проверочным диктантом в сентябре, с которым многие наши студенты не справились (об этом много писали и говорили). Они осознали произошедшее, с готовностью пошли на факультативные занятия по русскому языку и значительно повысили уровень грамотности. Преподавателям это очень понравилось, студенты готовы быстро ликвидировать свои пробелы. Они очень мобильны, открыты к новым технологиям и очень хотят совмещать учебу и работу.

    Это характерная черта времени: молодой человек учится и работает...

    Да, я помню, лет 15 назад, когда была тяжелая экономическая ситуация, многие студенты пренебрегали занятиями и считали, что вообще не стоит учиться, основной работой должна быть практика в редакциях. Сегодня мы замечаем очень четкую смену приоритетов. Да, они зарабатывают, потому что деньги - это возможность жить в Москве (половина наших студентов из регионов). Но в качестве самой главной ценности они ставят учебу. Поэтому я считаю, что процесс модернизации находит правильную почву. Ведь модернизация - это не только технологическое обновление, модернизация - это создание новых практик в условиях технической модернизации.

    На мой взгляд, главная проблема сегодня для страны не в том, что нет новых технологий, а в том, что нет практик, отвечающих этим технологиям. Так вот журналистские практики сегодня интегрируют не только стремление к мультимедийности, но и стремление к знаниям.

    Сегодня немало говорят о финансировании вузов через схемы государственно-частного партнерства. Для факультета журналистики МГУ это актуально?

    У Московского университета сегодня отдельный статус, который, видимо, дает нам новые, отличные от других вузов права. На факультете представления о государст венно-частном партнерстве прежде всего должны реализоваться в процессе создания учебно-производственных комплексов. В этом направлении мы и рассчитываем привлечь частных партнеров. Мы хотели бы создать некий медиаконцерн с мультимедийными редакциями, который информировал бы о происходящих событиях и наших студентов, и жителей центра Москвы.

    Вы хотите реализовывать функции местного кабельного телевидения?

    Да, и это абсолютно нормальная ситуация. В США, к примеру, общественное телевидение и радио осуществляется университетами, которые создают свои телерадиостанции и вещают. Существует такая модель общественного вещания, которая реализуется университетами. Почему бы и нам не попытаться?

    Что, уже бизнес-планы строили или пока в душе такие планы вынашиваете?

    И вынашиваем, и строим, но до недавнего времени, до принятия прошлой осенью закона об особом статусе МГУ, у нас не было законного основания для их реализации. Мы уже давно думаем о создании вещательного центра, который мог бы создавать молодежные, общественно-политические программы и вещать их в Интернете.

    То есть собираетесь выйти со своей продукцией на медийный рынок, который не всегда, мягко говоря, милосерден к новичкам...

    Да, есть такой болезненный вопрос. Каждый год наши выпускники, получая дипломы, оказываются в его жестких условиях. Они попадают туда, где стали товаром информация, журналистский текст или медиапродукт. Вот почему нужно готовить их к этому заранее, формировать в будущем журналисте этику, для того, чтобы он сумел выжить в условиях рынка, отвечая на сегодняшние вызовы коммерциализации. И еще его нужно готовить к тому, что рекламная бизнес-модель журналистики, которая существует сегодня, все-таки лучше, чем тоталитарная плановая экономика, которая существовала долгие десятилетия и заставляла журналистику выполнять прямые заказы.

    Можно ли в журналистике готовить специалистов для конкретного работодателя, как это вновь делается сегодня, к примеру, в некоторых технических вузах? Такие целевые наборы для СМИ?

    Я задавала эти вопросы руководителям наших крупнейших телеканалов. На что они мне отвечали: 4-5 лет подготовки - это много. Мол, мы отдадим вам человека, но через четыре года он нам уже не будет нужен. Поэтому мне кажется, что в нашей профессии, где все так быстро меняется, надо выходить на конкретного работодателя и обсуждать целевые формы подготовки уже ближе к выпуску. Когда сформирована общетеоретическая подготовка студента, его предметные знания о профессии и самое время отшлифовывать его навыки под конкретные нужды работодателя.

    Есть такая важная сфера - профессиональная этика: редакционная и социальная. Конечно, и ее можно освоить на практике, но все это требует очень много времени. Поэтому чистый навык, без освоения профессиональной этики и получения очень широкого представления об обществе, невозможен. Отсюда и представление о журналистском образовании как о комплексе этики, навыка и кругозора.

    За последний год, в условиях кризиса активизировались и стали более востребованными краткосрочные курсы переподготовки во многих профессиональных областях. Несколько месяцев - и специалист готов. Может, это как раз то, что сегодня нужно рынку?

    И у нас есть более короткие, чем привычные 4-5 лет, сроки подготовки специалистов. Это и второе высшее образование, и магистерские программы, и программы повышения квалификации для переподготовки специалистов из других областей. Для журналистики - это крайне перспективное направление, потому что журналист, имеющий базовое образование в какой-то другой сфере, как правило, становится прекрасным специалистом в нашей области. Все-таки журналистика - это социально ориентированная деятельность...

    Поделиться