04.03.2010 00:40
    Поделиться

    С 1 марта начали действовать новые правила оформления прав собственности на дом и земельный участок

    Очереди в офисы Росреестра могут сократиться вдвое, а межевание земли подешевеет на 20 процентов.

    Каким образом это произойдет, "РГ" рассказал руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Сергей Васильев.

    В один заход

    С 1 марта вступили в силу поправки в законы "О государственном кадастре недвижимости" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Каким же образом новые правила помогут сократить очереди?

    Во-первых, теперь можно сразу подать заявление и документы, как для оформления государственного кадастрового учета, так и на государственную регистрацию прав. Причем ко второй "папке документов" не обязательно прилагать паспорт земельного участка. А с 1 января 2013 года разрешат обходиться еще и без кадастрового паспорта здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства.

    Раньше, чтобы зарегистрировать право собственности на земельный участок, записи о котором отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, надо было сначала подать заявление о его постановке на кадастровый учет, получить кадастровый паспорт. И только потом обращаться за регистрацией прав. То есть посетить территориальный орган Росреестра как минимум четыре раза. Теперь достаточно будет двух визитов. Передавать документы на регистрацию будет уже не гражданин, а сотрудники Росреестра.

    При этом установленные сроки процедур остаются прежними: для постановки на кадастровый учет отводится 20 рабочих дней, для регистрации прав - месяц.

    Во-вторых, все документы, необходимые для государственной регистрации, можно отправить по почте заказным письмом с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении. При этом у нотариуса надо обязательно заверить подлинность вашей подписи на заявлении.

    Минус 70 миллионов человек

    В-третьих, до 1 марта, чтобы получить сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, надо было лично приехать в территориальный орган "по месту жительства" вашей недвижимости. Или уполномочить на это своего представителя.

    Например, вы живете в Москве, а земельный участок расположен во Владивостоке. Значит, приходилось обращаться в Управление Росреестра по Приморскому краю. Эта процедура отныне тоже упрощается, поскольку вводится такое понятие, как экстерриториальный запрос о предоставлении содержащихся в Едином государственном реестре. И вы можете спокойно подавать заявление по месту своего жительства. В нашем случае - в Управление Росреестра по Москве. Оно само свяжется с Приморским краем. Выписка из госреестра будет предоставляться в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса.

    В-четвертых, для получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре, вы вправе не только лично явиться в территориальный орган, как это было предусмотрено ранее, но и направить запрос по почте. Ответ получите аналогичным способом.

    Можно также зайти на интернет-портал государственных услуг Росреестра. И получить необходимые сведения. В тестовом режиме такая система уже действует, с 1 марта она заработает в опытной эксплуатации, а к концу года начнет функционировать полноценно. Правда, за получение такой выписки будет взиматься плата.

    Сейчас в Росреестре прорабатывают несколько способов оплаты услуги по предоставлению сведений на интернет-портале: с использованием платежных систем, которые принимают к оплате такие пластиковые карты, как Visa, MasterCard и другие, а также с использованием платежных терминалов.

    Если реализовать в полном объеме сервис по предоставлению сведений через сеть Интернет, то очереди в Росреестр сократятся более чем в два раза, уверяют в ведомстве. Считайте сами: в 2009 году в Росреестр обратились 110 миллионов заявителей. И только 40 миллионов граждан обратились в связи с регистрацией прав и для постановки участков на кадастровый учет. Все остальные - за получением выписок. То есть теоретически смогут не обращаться в Росреестр лично 70 миллионов человек.

    Межа подешевеет

    Росреестр намерен уже в этом году повлиять на высокую стоимость землеустроительных услуг. Вообще-то цены должны ограничивать в регионах принятием законов, устанавливающих предельную планку на такие работы. И законы были приняты.

    Но представители коммерческих структур - а землеустроительные работы не являются государственными услугами - нашли выход. Они не заключают договор межевания, пока человек не заключит договор на консультационные услуги. В итоге плата все равно оказывается высокой.

    Планируется привлечь к оказанию такого рода услуг подведомственное Росреестру предприятие - "Ростехинвентаризацию". Его филиалы действуют во всех регионах России. С ним заключат соглашение об оказании услуг на землеустроительные работы для тех граждан, которые намерены поставить свой земельный участок на кадастровый учет или зарегистрировать права на недвижимое имущество, то есть потенциальным клиентам Росреестра. Но цена на услугу должна быть ниже той, что сложилась на рынке. "Ростехинвентаризация" готова приступить к работе на таких условиях уже весной.

    Второй шаг, который, надеются в ведомстве, тоже поможет сбить цены, - введение института кадастровых инженеров. Это новая для нашей страны профессия. Кадастровый инженер сможет заниматься и межеванием, и землеустройством, и техническим учетом объектов капитального строительства. То есть будет выполнять работу сегодняшних сотрудников БТИ и землемеров. На рынке возникнет конкуренция, снизятся цены. По прогнозам Росреестра, на 15-20 процентов, причем цены упадут уже в этом году.

    Возьмите на заметку

    К апрелю Росреестр намерен в самых посещаемых офисах, там, куда ежедневно обращается не менее 100 человек в день, установить веб-камеры, которые работают в режиме онлайн. Можно будет посмотреть, что происходит в офисах, воспользовавшись интернет-порталом государственных услуг, оказываемых Росреестром. Увидеть - есть очередь или нет, чтобы выбрать более удобное время для посещения.

    Кроме того, в некоторых регионах, в наиболее людных местах - торговых центрах, зданиях местных администраций - установят так называемые инфоматы. С их помощью можно записаться на прием, получить бланки необходимых документов.

    Поделиться