С откровенного признания "Я не являюсь выдающимся экспертом по делам Северного Кавказа" начал свою вчерашнюю встречу с членами Совета Федерации полпред президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, вице-премьер Александр Хлопонин.
Бывший губернатор Красноярского края сразу же оговорил, что не следует ожидать магистральных изменений прямо "на следующий день" после того, как он расскажет о программе своих действий. Впрочем, проблем на долгосрочную перспективу ему и так хватит - это и экономическая отсталость округа, безработица и коррупция, которая, по словам Хлопонина, фундаментально тормозит все модернизационные процессы. Стратегически руководитель округа намерен исходить из того, что Кавказ является составной частью Российской Федерации. "Мне хотелось бы, чтобы каждый руководитель на Кавказе понимал, что должен исходить из общероссийских, а не местечковых интересов", - очертил базовый стратегический контур Хлопонин.
От теории вице-премьер сразу же перешел к практике. Он рассказал, что к июню будет подготовлена и внесена в правительство РФ программа социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Чтобы сдвинуть "кавказское дело" с мертвой точки, полпред предложил определить ключевые направления развития проблемного региона. Прежде всего он отметил, что Северный Кавказ имеет огромный потенциал для развертывания туристско-рекреационных баз, но сразу же предостерег от того, чтобы "строить сразу много курортов и аэропортов недалеко друг друга". По мнению Хлопонина, государство должно сформировать туристический кластер Кавказа не только за счет федерального бюджета, но и с помощью частных инвесторов. Вице-премьер остановился и на том, что регион обладает значительными ресурсами для развития агропромышленного комплекса, поскольку на Кавказе можно производить сельхозпродукцию, востребованную далеко за пределами округа. Практически Хлопонин описал этот процесс следующим образом: "Наша задача - помочь крестьянину собрать свой урожай, продать его и заплатить ему за труд". Полпред намерен уделить внимание и повышению качества образования в регионе, а также программе развития городов.
Но ключевым кластером вице-премьер обозначил необходимость развития энергетического комплекса. "Пока мне трудно разобраться в тарифной политике, причинах неплатежей и воровстве энергии, за которую никто не рассчитывается", - признал он. Но нерешаемых проблем не бывает: выход из положения Хлопонин видит в том, чтобы создать "единую компанию в федеральном округе, которая будет развивать, в частности, альтернативную генерацию, к примеру, на солнечной энергии". Он не исключил, что Северному Кавказу понадобится лишь пять-шесть лет, чтобы стать самодостаточным регионом в сфере энергетики.
По мнению Хлопонина, мощный импульс развитию региона может придать строительство в нем крупных предприятий, ведь в качестве "наследства" вице-премьеру остался промышленный комплекс, "который был некогда развит там, но на сегодняшний день полностью развалился, требуя полной замены".
И, конечно, Хлопонин не мог обойти стороной извечную проблему коррупции. В идеале, по его словам, региону нужны "сильные руководители, которые смогут покончить с внутренним раздором и феодальной отсталостью, проявляющейся, в частности, в стремлении к переделу должностей". Но удастся ли найти столько честных, не погрязших в мздоимстве руководящих чиновников? Хлопонин дал единственно возможный ответ: удастся, если победить коррупцию. А сделать это, на его взгляд, можно, только начав борьбу с ней в судах и судебной системе, и Северный Кавказ здесь далеко не исключение. "Суды и судебная система должны быть абсолютно прозрачными и независимыми", - заявил он, обозначив в качестве второго опорного пункта борьбы с мздоимством институты гражданского общества.