Экономические ведомства России и Беларуси на днях обобщили данные по торговым связям и взаимным инвестициям в Союзном государстве. Эти данные свидетельствуют, что не только союзные программы, но и традиционная экономико-географическая взаимозаинтересованность России и Беларуси обеспечивают развитие торгового и других форм экономического взаимодействия между ними. Свыше трети объема взаимной торговли и до 35 процентов в объеме взаимных капиталовложений приходится на союзные программы. А более 40 процентов - это "продукты" других секторов сотрудничества: кооперационных, товарообменных соглашений, инвестиционно-технологических контрактов.
Обусловлены все эти виды сотрудничества прежде всего давней заинтересованностью регионов, отраслей, предприятий наших стран не только в сохранении прежних связей, но и в их развитии. Хотя бы, например, потому, что закупка и/или сборка белорусской сельхозтехники даже в ряде отдаленных российских регионов нередко обходится дешевле, чем покупка российской или "дальнезарубежной" сельхозтехники. Поэтому неудивительно, что белорусская продукция ныне закупается или собирается, как уже не раз сообщал "СОЮЗ", и в весьма отдаленных - восточносибирских, дальневосточных - субъектах Российской Федерации. Схожие тенденции начинают проявляться в отношении белорусской лесозаготовительной и лесовосстановительной техники, тары и упаковки для продовольственных товаров. А факторы такого рода обозначают и конкретные инвествложения в конкретные отрасли региональной экономики России.
Встречный пример - поставки из России труб для магистральных нефте- и газопроводов в Беларуси, а также белорусский импорт почти исключительно российского топливного сырья и его переработка на белорусских предприятиях. Потому как закупки Беларусью таких труб и топливных товаров в дальнем зарубежье или в других странах экс-СССР обошлись бы ей куда дороже. Здесь, безусловно, сказываются и географическая близость экономик, в том числе нефтегазоиндустрии России и Беларуси, а также тот факт, что именно Беларусь - кратчайший "коридор" для российского нефтегазоэкспорта в европейское зарубежье.
Заинтересованность экономик наших стран друг в друге на днях подтвердил вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков. Он заявил в Минске, что "за прошлый год объем иностранных капиталовложений в национальную экономику составил 9,3 млрд долларов, в том числе прямых - 4,8 млрд долл. Причем наибольший объем иноинвестиций в Белоруссию за 2009 год поступил из РФ - свыше 6 млрд долл., а это - 65 процентов общего объема поступивших в прошлом году зарубежных вложений".
Что касается союзного, в том числе белорусского инвестиционного климата, то, как отмечает Елена Петрушкевич, доцент кафедры мировой экономики Белорусского государственного экономического университета, "по данным прошлогоднего опроса экспортеров капиталовложений в Беларусь и их белорусских получателей, инвестклимат стабильно улучшается. Причем в 2009 году (даже в период общемирового экономического кризиса. - Прим. ред.) количество плохих оценок существенно уменьшилось". Стало быть, инвестиционный климат белорусской экономики устраивает и российских партнеров, ибо, повторим, именно российские капиталовложения остаются в ней основными.
Конечно, экономико-географические параметры России и Беларуси трудносопоставимы, но растут и белорусские капиталовложения в российскую экономику. Накопленные (то есть уже вложенные) с 1992 года инвестиции Беларуси в РФ к февралю 2010-го превысили 1 млрд долларов и продолжают расти. Это максимальный показатель по капиталовложениям стран бывшего СССР в экономику России. Вдобавок, согласно оценкам МИДа и ряда экономических ведомств Беларуси, в начале нынешнего года за рубежом действовало свыше 300 субъектов собственной товаро-проводящей сети (СТПС) белорусских предприятий/компаний-экспортеров, причем около 60 процентов этого количества работало на российском рынке. Такие показатели, в сравнении с СТПС других стран СНГ в России, - в буквальном смысле рекордные. И они тоже предметно подтверждают взаимную долговременную сопричастность экономик России и Беларуси.
А в торговой сфере Союза наиболее ярким примером растущего "перекрестного" спроса, к примеру, на российскую и белорусскую сельхозпродукцию, является согласованный осенью 2009 года минсельхозами России и Беларуси "Баланс спроса и предложения Союзного государства на молоко, молочные продукты, мясо и мясопродукты". Здесь обратим внимание на то, что, если из России в Беларусь в 2010-м будет экспортировано только 3 тысячи тонн мяса и мясопродуктов, то из Беларуси в Россию - 145 тысяч "мясных" тонн. А пропорции взаимных поставок по молочным товарам - во много раз больше в пользу Беларуси. В то же время российская сторона поставит в наступившем году в Беларусь свою аналогичную агропродукцию в таких объемах, в которых заинтересованы ее белорусские потребители, в том числе пищевые отрасли (см. таблицу).
Больший объем белорусских поставок обусловлен не более крупными объемами сельхозпроизводства в Беларуси, а с несопоставимыми с Беларусью географическими масштабами российского потребительского рынка. И, соответственно, с существенными межрегиональными в России различиями в объемах потребления и особенно производства продовольственных товаров.
Что же, потенциал и значимость соседних экономик и в Союзном государстве измеряются не только географией.