04.03.2010 00:45
    Поделиться

    Виктор Зубков и Елена Скрынник пригрозили санкциями переработчикам молока

    Справедливого распределения денег покупателей между всеми, кто превращает траву на лугу в пакет молока на прилавке, потребовали вчера аграрии на первом съезде Национального союза производителей молока. Их поддержало правительство.

    Прошлым летом российский рынок еще раз продемонстрировал, что сам по себе ничего не регулирует. Цена пакета молока на прилавке оставалась практически неизменной, тогда как закупочные цены на сырое молоко рухнули на 15 процентов. Аграрии работали себе в убыток. Молоко было выгоднее скармливать свиньям, чем продавать. Но на сей раз одеяло на себя потянули не торговцы, а именно переработчики, пользуясь тем, что в руках четырех компаний сосредоточилась значительная доля рынка.

    "Если монополисты по-прежнему будут применять недозволенные приемы, - обратился к ним первый вице-премьер Виктор Зубков, - мы будем вынуждены уже в этом году принять программу поддержки кооперативных перерабатывающих предприятий". А министр сельского хозяйства Елена Скрынник напомнила региональным властям, что федеральная поддержка АПК распространяется и на перерабатывающие предприятия. Глава минсельхоза пообещала пересмотреть содержание соглашений с регионами, если в них впредь будут происходить "такие негативные явления". Иными словами, если перерабатывающие предприятия и следующим летом, на пике производства сырого молока на фермах, попробуют обрушить цены, они лишатся бюджетной поддержки. Насколько сильно эти угрозы подействовали на крупнейших в стране переработчиков молока, осталось неизвестным.

     
    Видео: Виктор Васенин

    Лица их представителей в зале оставались непроницаемыми, никто из них на трибуну не поднялся.

    Задолго до съезда планировалось, что на нем два отраслевых союза, которые представляют интересы владельцев ферм и перерабатывающих заводов, подпишут некое соглашение. И в нем зафиксируют минимальную закупочную цену на сырое молоко на уровне 11 рублей за килограмм. Сейчас она выше - в среднем по стране 12,2 рубля. Но впереди весна, так называемый период большого молока, когда сырья становится вдвое больше, чем, например, в ноябре. И из-за этого цены на него снижаются. По опыту прошлого года - и до 8 рублей, и даже до 6 рублей за килограмм.

    Однако по крайней мере к съезду договориться с союзом не удалось. На вчерашний день соглашения были готовы без оговорок подписать только аграрии. Мелкие переработчики соглашались платить за килограмм сырья не меньше 11 рублей, но требовали за это оградить российский рынок хотя бы от белорусского сыра. Минск установил закупочную цену на сырое молоко на уровне 8,2 рубля за килограмм в пересчете на российскую валюту. В результате белорусский сыр оказывается на 35 рублей за килограмм дешевле, чем изготовленный в России из 11-рублевого молока. И не может достойно конкурировать на рынке с белорусским.

    А вот крупные перерабатывающие компании пока хранят молчание. Исполнительный директор Национального союза производителей молока Андрей Даниленко заявил корреспонденту "Российской газеты", что аграрии на съезде дали публичный сигнал всей стране о своей позиции и ждут ответной реакции крупнейших переработчиков.

    "Покупатель может спать спокойно, - считает председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов. - Соглашение о повышении нижнего порога закупочной цены на сырое молоко не приведет к повышению потребительских цен". Правда, он оговорился, что для этого законы о развитии сельского хозяйства и об основах государственного регулирования торговой деятельности должны "работать вместе".

    В стране уже есть опыт заключения соглашений такого рода. Год назад белгородцы посчитали, что у них производство сырого молока может прекратить существование как отрасль, если пустить рынок на самотек. Вице-премьер Белгородской области Владимир Родионов рассказал на съезде, что под "патронажем" администрации белгородские аграрии, переработчики и торговцы заключили соглашение, по которому владельцы ферм получили право претендовать на половину стоимости проданного в розницу пакета молока. Владельцы перерабатывающих предприятий получили долю в 43 процента. А хозяевам магазинов досталось только 7 процентов стоимости молочного пакета. В результате цена на "полипак" (мягкий пластиковый пакет) с молоком осталась в прошлом году на прежнем уровне - 22 рубля. Но закупочная цена на сырое молоко и летом не опустилась ниже 9 рублей за килограмм. Аграрии остались в прибыли.

    Надо сказать, что участники съезда были воодушевлены своим единением и дружно аплодировали президенту своего союза, первому заместителю председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам Айрату Хайруллину, который рассказал, что прошлым летом вторая по объему выпуска перерабатывающая компания в стране искусственно занижала качество молока крупнейшего в стране молочного агропредприятия. И назвал поведение переработчиков хамским.

    Однако заместитель министра экономического развития Андрей Клепач "вылил в это кипящее молоко ушат холодной воды". Он предупредил, что в ближайшие годы потребительский спрос, в том числе и на молочное, будет расти крайне слабо. Просто потому, что очень незначительно увеличатся реальные доходы населения. Андрей Клепач полагает, что конкуренция между производителями сырого молока будет обостряться. Из чего, очевидно, должно следовать, что аграрии сами начнут отдавать свой товар дешевле, чем сейчас намереваются. На это Айрат Хайруллин заметил, что рынок для российских молочников есть. Из 32 миллионов тонн молока, которые производятся в стране, перерабатывают только 13 миллионов тонн. Но при этом по импорту ввозят много сыров, масла, творога. В пересчете на молоко - это 8 миллионов тонн. Напрашивается вывод: ограничение импорта откроет дополнительный сбыт российским аграриям.

    Еще несколько миллионов тонн молока можно "пристроить" в переработку, если запретить заменять молочный жир пальмовым маслом. Что очень модно у пищевиков: пальмовое масло обходится в четыре раза дешевле. Впрочем, ему пока мало что угрожает. Валентин Денисов рассказал корреспонденту "РГ", что поправки к техническому регламенту на молоко, которые Госдума приняла недавно в первом чтении, не заставят наших производителей мороженого и кондитерских изделий "слезть с пальмы".

    В общем пока на молочном рынке проблем меньше не стало, несмотря на то, что государство оказывает аграриям серьезную поддержку. Виктор Зубков перечислил семь позиций государственной аграрной политики, которые так или иначе направлены на развитие производства молока. Например, в этом году на отраслевую программу развития молочного животноводства будет направлено свыше 20 миллиардов рублей. Более чем в 5 раз - до 4,5 миллиарда рублей - увеличено финансирование проекта строительства семейных молочных ферм. Почти на 6 миллиардов рублей - до 25,3 миллиарда - увеличены средства, предусмотренные для субсидирования кредитной ставки. Более чем на четверть возросла бюджетная поддержка племенного дела. Кроме того, правительство намерено проводить закупочные интервенции на рынке молока. Усилены меры защиты внутреннего рынка.

    Несмотря на это, производство молока растет незначительно, а всероссийское стадо продолжает сокращаться. Отрасль непривлекательна для бизнеса, перерабатывать молоко и продавать его выгоднее, чем доить коров. Вчера аграрии попытались сделать первый шаг к тому, чтобы изменить ситуацию. Эксперты говорят, что для того, чтобы увеличивать стадо, нужна закупочная цена, хотя бы в 11,5 рубля за килограмм. А чтобы отрасль стала инвестиционно привлекательной, - 13,5 рубля за килограмм. Но при такой закупочной цене пакет молока на прилавке подорожает неминуемо. Но вот в чем парадокс: если закупочные цены будут ниже, молоко в рознице тоже подорожает. Просто потому, что его станет еще меньше, чем сейчас.

    Поделиться