- До кризиса цена жилья в регионе ежегодно возрастала в среднем на 20 процентов. Даже сегодня, с учетом снижения платежеспособного спроса, в Екатеринбурге за квадратный метр на вторичном рынке просят 53 тысячи рублей, на первичном - от 60 до 70 тысяч. Почему, ведь еще пять лет назад себестоимость находилась на уровне 20 тысяч рублей?
Причин несколько. Во-первых, на 20-30 процентов выросла цена стройматериалов. Во-вторых, земельные участки под жилищную застройку начали продавать с аукционов, что повысило их стоимость. В-третьих, энергетики ввели плату за подключение к сетям. Итого на метр жилья приходится 17-40 тысяч рублей дополнительной нагрузки. А если еще добавить отчисления на развитие городской инфраструктуры (до 15 процентов от стоимости строительно-монтажных работ), проценты за обслуживание кредита, то себестоимость метра получается порядка 41-53 тысяч.
Кризис заставил уйти с рынка коммерческих инвесторов, сейчас основная категория покупателей - физические лица. Правда, их всего 15-20 процентов от численности населения, потому что существующие механизмы ("долевка" и банковская ипотека) не могут охватить всех нуждающихся. Между тем на Западе давно используются накопительные схемы, благодаря которым гражданин может стать собственником дома или квартиры не за 20 лет банковской кабалы, а за 5-7.
Как показывает опыт Татарстана, социальная ипотека возможна и в России. В этой республике уже несколько лет существует государственный жилищный фонд. Из 2,5 миллиона квадратных метров, введенных в 2009 году, миллион - социальное жилье. Продается оно по себестоимости - 22-24 тысячи за квадратный метр. Такая цена стала реальной благодаря отмене земельных аукционов и платы за подключение. Создание инфраструктуры взял на себя региональный бюджет.
Программа долгосрочная - до 2019 года, в ней участвуют практически все предприятия строительного комплекса Татарстана. Плановый объем инвестиций - 244,5 миллиарда рублей, причем привлекаются не только средства субъекта РФ и муниципалитетов, но и предприятий всех форм собственности, пенсионных фондов, страховых, кредитных учреждений, граждан.
Аналогичные проекты сейчас запускают Кировская, Челябинская области. На мой взгляд, Среднему Уралу тоже необходимо включиться в процесс, хотя бы в порядке эксперимента, получив согласие правительства РФ. Инициатива должна исходить от региональных властей. Если они войдут в состав попечительского совета и будут жестко контролировать каждую копейку, доверие граждан к программе будет на порядок выше.