Только в конце февраля десятки москвичей стали жертвами падающих сосулек.
Многие после удара упавших кусков льда угодили на больничную койку. Как вести себя в такой ситуации, чтобы получить компенсацию за ущерб? На этот и другие "зимние вопросы" читателей "РГ" ответили на "горячей линии" юристы Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий и Людмила Трифонова.
Протокол для сосульки
Светлана Зимородова: Здравствуйте! Подскажите, как нам быть. На мою племянницу, когда она проходила мимо старого дома на Солянке, упала сосулька. Удар пришелся по плечу. По горячим следам девушка никуда не стала обращаться, но плечо болело все сильнее, и через пару дней ей пришлось взять больничный. Врач сказал, что она не сможет доказать, при каких обстоятельствах получила травму. Придется смириться с потерей денег из-за ухода на больничный. Это так?
Людмила Трифонова: Ваша племянница может доказать в суде, что ее здоровью был причинен вред. Но доказать, что это произошло из-за падения сосульки, сейчас уже практически невозможно. А все потому, что она изначально повела себя неправильно. После несчастного случая нельзя уходить с места происшествия. Надо заручиться поддержкой свидетелей, записать номера их телефонов и адреса. Затем вызывать наряд милиции и "скорую", если травма серьезная. Милиционеры составят протокол, куда могут внести и показания очевидцев. Следует собирать все справки, касающиеся лечения: например, о посещении травмпункта, копию больничного листа, а также рецепты и чеки на покупку нужных лекарств. В бухгалтерии своей организации надо получить справку о среднемесячном доходе и сколько денег недополучили, уйдя на больничный.
Зимородова: И куда потом нести эти справки?
Трифонова: Их предъявляют организации, отвечающей за дом, с крыши которого упала сосулька. К ним прикладывается письменная претензия, составленная в двух экземплярах. На том, который остается у вас, представитель организации должен поставить подпись, подтверждающую получение документа. Можно отправить претензию по почте - заказным письмом с уведомлением о вручении. В ней необходимо изложить ситуацию и обязательно потребовать компенсацию за причиненный здоровью вред и моральный ущерб. Размер этого вреда определяет сам пострадавший. Если согласия по сумме не достигнуто, следует обращаться с иском в суд.
Зимородова: И что, есть надежда, что дело будет выиграно?
Трифонова: Безусловно.
Сергей Гоц: Вышел утром к машине, а на крыше - вмятина, рядом лежит раскрошенная сосулька. Соседи с первого этажа сказали, что не видели, как это произошло. Махнул рукой, да и поехал на работу. Зря?
Антон Недзвецкий: Конечно. Следовало сразу же обратиться в милицию с заявлением о повреждении имущества. Сотрудники УВД приехали бы и составили протокол на месте. А дальше надо было обращаться с претензией в организацию, ответственную за уборку территории, в том числе и за очистку крыш. Как я понимаю, ваша машина не была застрахована по этому риску - о причинении повреждений упавшим предметом, в том числе снегом, льдом?
Гоц: Не была. Думал, обойдется.
Недзвецкий: Если будете страховать машину от таких повреждений, внимательно читайте договор. Там должен быть строго прописан регламент ваших действий при наступлении страхового случая. Например, куда обращаться - сразу в милицию или вызывать на место страхового агента. В любом случае взыскивать компенсацию с провинившийся организации будете не вы сами, а страховая компания.
Другие зимние проблемы
Лидия Смирнова: Через месяц носки у новой шубы впереди вытерся мех. В магазине, когда я туда позвонила, мне заявили: "Дефект возник по вашей вине. Эту шубу нельзя носить каждый день". Могу ли я добиваться возврата денег?
Недзвецкий: Безусловно. Заявление о том, что нельзя носить шубу каждый день, - нонсенс. Совершенно нелепый аргумент с точки зрения закона. Информация об особых условиях эксплуатации вещи должна быть написана, например, на ярлыке. Такие сведения продавец обязан сообщать покупателю еще до покупки. В противном случае покупатель вправе расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата денег.
Трифонова: Вы зря поспешили выяснять отношения с магазином по телефону. Тем не менее не все потеряно: напишите претензию и передайте ее под роспись или пошлите заказным письмом с уведомлением. Не забудьте описать дефект и указать свои требования. Настаивайте на проведение экспертизы, причем с вашим участием. Если откажут - смело обращайтесь в суд.
Ирина Водянова: В сентябре купила полушубок. Но когда ударили морозы, решила потратиться на полноценную шубу. Но в магазине у меня отказались принять назад полушубок, с которого даже не была срезана бирка. Имеют ли продавцы право так поступать?
Трифонова: А сколько времени прошло между покупкой полушубка и попыткой его вернуть в магазин?
Водянова: Около месяца.
Трифонова: В таком случае магазин вправе не принимать вещь назад. Законом "О защите прав потребителей" отведено 14 дней, когда покупатель может отказаться от непродовольственного товара надлежащего качества, но который ему не подошел по цвету, габариту, фасону... Однако напомню: есть перечень товаров, утвержденных постановлением правительства, которые не подлежат обмену или возврату по этим основаниям даже в течение двух недель. Это относится, например, к машинам, дорогостоящей электротехнике.
Ольга Константинова: На распродаже купила куртку известной фирмы. Она была уценена более чем вполовину, потому что на ней отсутствовали фирменные пуговицы. Я надеялась купить их отдельно, но не получилось. Могу ли я вернуть куртку в магазин?
Недзвецкий: Если товар продается просто со скидкой, то его можно вернуть. Но уценка по браку (а отсутствие пуговиц - скорее всего, брак) лишает покупателя такой возможности. Однако, если вы обнаружите дополнительные дефекты, о которых вас не предупредил продавец, магазин должен принять куртку и вернуть деньги. Напомню, закон требует, чтобы на товарах, уцененных в связи с наличием какого-то дефекта, висел ярлык с его описанием и указанием места расположения.
Екатерина Соколова: Стал таять снег, на дорогах появилась "каша", и мои новенькие сапоги, еще со сроком гарантии, стали протекать по шву, который соединяет кожу с замшей. Что я могу сделать, чтобы компенсировать ущерб?
Недзвецкий: Обращайтесь в магазин с претензией. Если продавец согласится, что причина протечки - производственный брак, а не нарушение режима эксплуатации, он должен выполнить ваше требование. Вы можете настаивать на возвращении уплаченной суммы, бесплатном ремонте или замене товара на аналогичный. Если новые сапоги окажутся дороже приобретенных, вам придется доплатить разницу, а если дешевле - то магазин отдаст вам деньги. При возникновении разногласий с продавцом о причинах дефекта, без экспертизы не обойтись. Но ее должен оплатить продавец. Не согласны с экспертизой - идите с заявлением в суд. Если бы у ваших сапог истек срок годности, то вам пришлось бы доказывать, что брак появился еще ранее. Обращаться в магазин с претензией имело бы смысл, только имея на руках заключение эксперта.
Павел Коротецкий: Приобрел зимние полусапоги за 7 тысяч рублей. Немного поносил, и кожа на них покоробилась. В магазине обувь отправили на экспертизу. Вердикт: виноваты реагенты. А мне кажется, что таким образом эксперты прикрывают недобросовестного продавца или производителя.
Недзвецкий: Вы вправе обжаловать в судебном порядке заключение экспертизы, которая была организована продавцом. Зачастую магазины сотрудничают с "независимыми" фирмами, которые за деньги готовы выдать любое заключение.
К сожалению, ответственность за подобные документы ничем не регламентируется, если экспертиза проводилась не в рамках судебного или уголовного процесса. Поэтому лучше перепроверить заключение, обратившись к действительно независимым экспертам.
Коротецкий: Походы к экспертам обойдутся дороже обуви!
Трифонова: Чтобы сэкономить, вы можете обратиться, например, в Московское общество защиты потребителей, где эксперт по обуви даст устную консультацию. Зачастую специалист в состоянии сразу определить причину дефекта. Если, по его мнению, вы получили из магазина сомнительное заключение и в браке виноват производитель, тогда есть смысл отдавать обувь на более углубленные исследования с получением письменного заключения. А уж с ним отправляться в суд, который взыщет с виновных все ваши траты.
В Московском обществе защиты потребителей работает бесплатная приемная. Юристы общества консультируют москвичей каждую последнюю субботу месяца с 13.00 до 17.00 по адресу: ул. Мясницкая, д. 44/1, стр.3
Московское общество защиты потребителей:
тел. (495) 625-49-59; (495) 623-11-70; (495) 625-43-23.