04.03.2010 00:20
    Поделиться

    На протяжении веков исторические факты свидетельствуют о стремлении народов Беларуси и России к единству

    Союзный проект объединения России и Беларуси мог быть реализован уже в XVI веке

    Строительство Союзного государства обусловлено не только прямой выгодой от развития экономических связей, заинтересованностью в укреплении безопасности и создании равных прав для граждан Беларуси и России, но и коренится в общей истории наших народов.

    На протяжении многих веков исторические факты свидетельствуют о стремлении народов Беларуси и России к единству. Причем в общественном сознании белорусов, как считают известные белорусские политологи (Л.Е.Криштапович, Л.Е.Лойко, В.А.Мельник, Ю.В.Шевцов), исторически доминирует установка на федерализм и союзность. Ведь белорусы на протяжении всей своей истории отдавали предпочтение не идее обособленного государства, а федерации. После распада Киевской Руси территория Беларуси оказалась в составе новой федерации - Великого княжества Литовского, а в последующем - и Речи Посполитой. При этом в общественном сознании в качестве доминанты сохранялась идея общеславянской интеграции.

    Великое княжество Литовское в современной научной литературе оценивают как равнозначный с Москвой потенциальный центр объединения восточнославянских народов. Впрочем, белорусский ученый Яков Трещенок в книге "История Беларуси" в этой связи замечает, что с научной точки зрения это утверждение не вполне корректно, так как "в тех конкретных исторических условиях, когда основой всех общественных связей выступали связи конфессиональные, Литва могла выступать в подобном качестве лишь при условии принятия православия". Такой проект существовал, добавляет Я.Трещенок, но не осуществился. Тем не менее историками ставится задача выяснить, какие же объективные и субъективные факты мешали воссозданию (под властью Рюриковичей или Гедиминовичей) еще в XIV-XV веках и позже государственной территории Киевской Руси (к традициям которой апеллировали обе эти державы). В научно-популярной и публицистической литературе активно разрабатывается тема возможных исторических сценариев раннего объединения восточно-славянских народов. К примеру, в книге Владимира Лещенко "Ветвящееся время. История, которой не было" в главе "Русь Литовская" рассматриваются различные варианты такого развития событий, которые могли бы привести к созданию Великого княжества Русского со столицей в Полоцке, включающего в свой состав земли Московской Руси. Серьезные ученые, как правило, относятся к таким сочинениям скептически, однако уже появляются и вполне научные исследования, к примеру, книга М.М. Александрова "Русские земли-княжества IX-XV веков: компаративистский анализ культурно-политических альтернатив" (Москва, 2009).

    Как бы там ни было, некоторые историки считают, что в XVI веке могла быть создана "Польско-Литовско-Московская уния". Летом 1572 года умер король польский и Великий князь Литовский Сигизмунд II Август. С его смертью прекратилась династия Ягеллонов. Началась эпоха выборных королей и времен "бескоролевья". Борьба вокруг польского престола стала важнейшим фактором внешней политики не только государств Восточной Европы, но и ведущих западноевропейских держав. В числе кандидатов на польский престол были Иван Грозный и его сыновья, Иван и Федор.

    Вскоре после смерти Сигизмунда II Августа в Москву прибыл посол от сената Речи Посполитой Федор Воропай, который сообщил Ивану Грозному, что все "станы и рыцарство" желают видеть его, Ивана IV, на польском троне. Казимир Валишевский в своей книге "Иван Грозный" пишет: "Во всяком случае Иван Грозный имел на своей стороне большинство. Мелкое дворянство, представителем которого был Воропай, обнаружило в этот критический момент много политического смысла и широту взгляда. Оно мечтало о создании великой славянской державы, центром которой будет Польша, и надеялось, что эта держава выполнит те исторические задачи, которые были не под силу ни Польше, ни Москве в отдельности. Идея подобной унии была далеко не нова. В 1506 году после смерти Александра Ягеллона происходило нечто вроде выборов короля. Тогда отец Ивана, Василий, выступил претендентом на польский престол. Иван Грозный помнил об этом и теперь радушно принял Воропая".

    О том, что сторонники Ивана IV представляли собой достаточно заметную величину среди избирателей из рядов польской шляхты, пишет и современный историк Борис Флоря.

    По этой теме вообще написано немало, но парадокс в том, что именно публицисты проявляют здесь скептицизм, а вот ученые, анализируя фактическую сторону событий, допускают возможность создания такой унии. "В это непросто поверить, но факт остается фактом. Много сторонников Ивана Грозного было среди мелкой и средней шляхты коронных польских земель, среди этнических поляков", - с неподдельным изумлением, к примеру, констатируют известный писатель-фантаст и детективщик Александр Бушков и публицист Андрей Буровский в своем сочинении "Россия, которой не было". Как такой "маньяк", "тиран" и "убийца" вообще мог пользоваться поддержкой, а уж тем более поддержкой свободолюбивой шляхты? Но вот польский ученый Я. Мачеевский в статье "Стереотип России и русских в польской литературе и общественном сознании", опубликованной в книге "Поляки и русские в глазах друг друга", пишет, объясняя позицию тогдашних польских панов: "Конечно, "тирания" и несвобода воспринимались в Речи Посполитой отрицательно. Но они господствовали в большинстве стран известного тогда мира, не являясь отличительными чертами одной лишь России. В определенном смысле это была норма". Современникам Ивана Грозного прекрасно было известно: 24 августа 1572 года французский король Карл IX лично участвовал в беспощадной резне протестантов в Варфоломеевскую ночь, когда было уничтожено более трех тысяч человек. Испанские короли Карл V и Филипп II в одних только Нидерландах с 1547 по 1584 годы уничтожили до 100 тысяч человек, причем речь идет прежде всего о казненных или умерших под пытками "еретиков". В Англии Генриха VIII только за "бродяжничество" вдоль больших дорог было повешено 72 тысячи человек. В России жертвами опричнины, по данным известного ученого Р.Г. Скрынникова, который провел тщательное изучение исторических источников, стали 3-4 тысячи человек...

    Кровавая эпоха Ивана Грозного, наполненная звоном сабель и грохотом пушек, дальними походами и строительством соборов, обладает особой притягательностью. Это, к слову, в очередной раз засвидетельствовал громкий общественный резонанс фильма Павла Лунгина "Царь". А ранее в телепроекте "Имя России" Иван Грозный уверенно занял десятое место в рейтинге, уступив из российских самодержцев только Петру I и отодвинув Екатерину II и Александра II. Если популярность Сталина в этом же телепроекте объяснили как результат протестного голосования части недовольных российских граждан, как объяснить популярность Ивана Грозного? Неужели, как считают некоторые публицисты, "активизировавшийся в последнее время интерес к Ивану Грозному - это сублимация интереса к Сталину"? Об этом я спрашиваю доктора исторических наук, признанного специалиста по истории XVI века Даниила Альшица.

    - Фильм Лунгина "Царь" я смотреть не стал, - говорит Д. Альшиц. - Поэтому и обсуждать его не буду. А вот то, что Иван Грозный в народных песнях находился на втором месте после Степана Разина - это научный факт. И тот, и другой нравились народу тем, что истребляли бояр и дворян. Кстати, именно Иван Грозный первый употребил формулу "царь-отец". Вот отсюда и пошло: царь-батюшка, он за народ, а все зло - от неверных бояр и воевод. Ну и нельзя забывать о любви народа к твердой руке. Отсюда и Иван Грозный, и Иосиф Сталин.

    Поделиться