Боевики помогли иракским властям поднять явку на парламентских выборах

На парламентских выборах в Ираке, которые состоялись 7 марта, избирательные участки обстреливали из минометов и пулеметов, забрасывали гранатами, а также убивали охранявших их полицейских. Тем не менее глава Пентагона Роберт Гейтс не постеснялся заявить, что отвечающим за безопасность "превосходно" удалось справиться с задачей наведения порядка в день голосования.

Впрочем, эксперты, внимательно следившие за второй с момента свержения Саддама Хусейна попыткой иракского народа выбрать себе достойный парламент, не могли не обратить внимание на то, что явка оказалась действительно высокой не благодаря усилиям десятков тысяч расквартированных в Ираке американских солдат хоть как-то справиться с окончательно распоясавшимися боевиками, а вопреки террору, который в день выборов был больше похож на настоящую бойню. В итоге получилось, что боевики не помешали, а помогли избирателям отдать свои голоса, хотя многие из избирательных участков оказались в самом центре боевых действий.

Накануне 7 марта террористы честно признались: выборы они постараются сорвать. Иракские власти при активной поддержке со стороны всевозможных американских служб ответили тотальными проверками. В некоторых городах дополнительные блокпосты были установлены буквально через каждые пятьдесят метров. Запрещалось проносить даже сигареты и зажигалки. Были закрыты границы государства. Не работали практически все аэропорты. В Багдаде на улицы вывели до двухсот тысяч солдат и полицейских. Но все их усилия оказались тщетными.

Только в одной иракской столице 7 марта было совершено более двадцати терактов. К этому стоит прибавить около 40 минут, которые боевики выпустили по городу. Еще 20 минометных снарядов взорвалось в Азамии. А у одного из избирательных участков в багдадском пригороде Хуррия в толпу людей бросили гранату. А в это время из ближайшей мечети раздавались призывы к людям "голосовать и не обращать внимание на происки врагов".

И иракцы шли к избирательным участкам. "Ситуация должна измениться к лучшему. Мы устали от страданий и условий, в которых мы живем, - заявил в беседе с западными журналистами 51-летний Абдул Хассан из шиитского района иракской столицы. - Мы молимся, чтобы к власти пришел хороший человек и спас нас. Поэтому мы пойдем и будем голосовать, несмотря на все угрозы". "Я голосовал назло врагам, - добавил 40-летний хозяин кафе Мухаммед. - Если я останусь дома, то лучше в стране точно не будет, а будет еще хуже".

19 миллионов иракцев выбирали 325 депутатов. Предыдущие парламентские выборы образца 2005 года привели к победе шиитских партий. А премьер-министром Ирака тогда стал Нури аль-Малики. За прошедшие с того времени пять лет иракскому руководству удалось создать прототип, хоть и со многими "но", тем не менее вполне дееспособной центральной власти. Однако пока остается открытым вопрос: сможет ли страна преодолеть серьезнейший раскол между шиитами и сунитами? От этого во многом зависит не только жизнеспособность правительства аль-Малики, но и вообще сохранение государства Ирак в ныне существующих границах.

По сути, состоявшиеся 7 марта парламентские выборы стали, возможно, одной из последних попыток и официального Багдада, и Вашингтона вывести процесс национального примирения на новый демократический уровень. Предполагается, что премьер и его коалиция шиитских партий сохранят власть. Во всяком случае, первые результаты говорят о том, что в Багдаде аль-Малики получит не менее 40 процентов голосов. Впрочем, в Независимой высшей избирательной комиссии Ирака сообщают, что предварительные данные появятся не ранее четверга, а окончательные результаты огласят только к концу месяца.

При этом многие считают и эти сроки крайне оптимистичными. К примеру, президент США Барак Обама в специальном заявлении по поводу состоявшихся в Ираке парламентских выборов заметил, что теперь последует "длительный конституционный процесс" формирования нового правительства.

Удастся ли новому премьеру создать работоспособный кабинет министров, в котором будут работать не только шииты, но враждебно к ним настроенные суниты? Обама на это пока только надеется. Более определенно он готов будет ответить на этот вопрос явно еще не скоро. Пока же американский президент ограничился лишь заявлением о том, что процесс формирования нового правительства "займет не недели, а месяцы".

Нет сомнений в том, что официальный Вашингтон продолжит активные поиски выхода из иракского тупика, в который сам себя же загнал. Обама в том же специальном заявлении отдельно подчеркнул, что вице-президент Джозеф Байден останется главным координатором политики США в отношении Ирака. Кстати, 8 марта Байден прибыл в Израиль. По сообщениям пресс-службы Белого дома, вице-президент пробудет на Ближнем Востоке до 12 марта. О возможном его визите в Багдад ничего не говорится. Тем не менее нельзя исключать, что в один из предстоящих дней Байден вдруг окажется в иракской столице. Коалиционные переговоры по созданию дееспособного правительства, которое поможет Обаме выполнить одно из ключевых своих предвыборных обещаний, а именно закончить вывод американских войск из Ирака к концу 2011 года, более чем подходящий для этого повод. Хотя, если боевикам в день выборов удалось безнаказанно обстрелять десятки избирательных участков, кто сейчас в Ираке сможет обеспечить безопасность вице-президента США?