Новости

09.03.2010 00:30
Рубрика: В мире

Осторожно, злая соб@ка

Электронные правительства и граждане против бюрократов

В сомнительном для британского народа наследии экс-премьера Тони Блэра есть как минимум одно бесспорное по своей значимости деяние. Со свойственной ему энергией Тони поставил локомотив государственного управления на рельсы информационных технологий. Причем сделал это на всех уровнях - от премьерской канцелярии на Даунинг-стрит, 10, до районных муниципалитетов британских захолустий.

Благородная задача, которую Блэр поставил в 2005-м перед своим правительством, заключалась в обеспечении максимально эффективной, дешевой и короткой связи между госаппаратом, бизнес-сообществом и народом. С этой целью в Британии было создано специальное подразделение внутри секретариата кабинета министров, именуемое е-Government Unit. На этот еGU возложена ответственность за разработку информационных технологий, пронизывающих все правительственные структуры, а также за обеспечение онлайновских служб для связи госаппарата с населением. Сей амбициозный проект ставил задачей ни много ни мало - "изменить жизнь людей".

И жизнь в самом деле изменилась к лучшему. Британский чиновник освободился от гнета домогательств со стороны трудящихся, ведомства освободились от очередей дышащих в затылок граждан. И сегодня на все запросы трудящихся ответы из ведомств и учреждений идут не через "окошко" и не по почте, а через компьютер. Британские министры стали обмениваться межведомственной и внутриведомственной информацией с таким азартом, что за последние годы уже не однажды случалась скандальная утечка секретной информации из их электронных посланий. Между тем все новые законопроекты или рассекреченные по истечении срока государственные тайны стали в последние годы в официальном порядке "выкладываться" для широкой публики через Интернет.

Компьютеризированный до зубов британский люд стал управляться, информироваться и обслуживаться в большей части своих гражданских и человеческих нужд также через Интернет. По явно устаревшим, но пока не обновленным официальным статданным на апрель - 2006 года, 56 процентов британских семей имели в своих домах стационарные компьютеры, 30 процентов - ноутбуки, 7 процентов - мини-компьютеры. Спустя без малого четыре года можно сделать на эту цифирь значительную поправку в сторону увеличения. Помимо этого все британские библиотеки предоставляют бесплатный доступ к Интернету со своих компьютеров. Уличные интернет-консоли также дают возможность любому прохожему бесплатно послать электронное сообщение или запрос. Проще говоря, в Британии-2010 существует практически поголовный охват населения интернет-услугами.

И как-то незаметно вся жизнедеятельность в Соединенном Королевстве перешла в онлайн. Вот конкретные тому доказательства. Скажем, надобно кому-то на Альбионе получить визу на загранпоездку или вид на жительство, или аккредитоваться в некоем обществе. Нет проблем. Анкета скачивается с сайта соответствующего ведомства, заполняется в электронном виде и отправляется через Интернет. По почте остается отправить разве что паспорт, чтобы в него вживую поставили штамп.

Или еще пример. О том, что пришла пора возобновлять страховку, обновлять разрешение на уличную парковку, заполнять налоговую декларацию, соответствующее ведомство уведомит гражданина заранее, "бросив" сообщение на его электронный адрес. Оплатить услуги можно опять же через Интернет, не выходя из дома.

При этом в Британии всевозможные службы и ведомства всячески поощряют граждан к тому, чтобы общаться с ними именно электронным путем. Так, если ты платишь за парковку автомобиля по Интернету, то тебе дается скидка. Что и понятно: ведь общаясь в онлайн, ты экономишь ведомству средства на содержание чиновничьего аппарата.

И вот уже чиновники превратились в британской е-системе государственного управления в... веб-страницы. Есть вопрос - идешь на сайт соответствующего министерства и ведомства и находишь ссылку на нужную тебе информацию. Лишь в отдельных неординарных случаях может потребоваться послать электронный запрос и уж совсем в крайнем случае - выйти на живой контакт по указанному тут же на сайте адресу и телефону.

Среди моих деловых бумаг лежит только что вскрытый конверт от госучреждения по выдаче телевизионных лицензий. Это один из немногих "реликтов" доблэровской эры, когда все счета присылались по почте, но у меня просто не дошли руки перевести оплату телелицензии на онлайн. Между тем конвертик откровенно соблазняет меня именно на такой поступок. Вот что типографским способом напечатано на его внутренней стороне: "У вас есть вопросы по лицензии? Получите ответ в течение секунд по адресу www.tvlicensing..." И еще - "Измените ваши данные одним нажатием кнопки ". Одним нажатием кнопки! Пожалуй, я не устою перед столь соблазнительной перспективой и пойду оплачивать лицензию в Интернет.

Ни очередей, ни бумаг

Текст: Анна Розэ

Вот уже несколько лет Моника Кайзер - владелица SPA-салона в Берлине - ежеквартально подает налоговую декларацию в электронной форме. Заполняет две страницы формуляра помесячной регистрации доходов и нажимом кнопки ноутбука отправляет все в финансовое ведомство. Ни очередей, ни нервотрепки.

Разумеется, не только Моника пользуется общегерманской программой е-government 2.0, запущенной в 2006 году в продолжение госпрограммы BundOnline 2005. Как рассказала "РГ" сотрудница Федерального статистического ведомства Беате Борк, уже более половины немецких предприятий общаются с государственными учреждениями и ведомствами электронным путем.

В целом жители Германии уже не представляют себе жизни без электронного общения с чиновниками. Вот и Снежана Шубат, сербка по происхождению, замужем за немцем, больше не встает в три часа ночи, чтобы для продления вида на жительство занять очередь в берлинское ведомство по делам иностранцев. Она просто записывается на прием по электронной почте.

По каким поводам чаще всего люди включают компьютер, чтобы избежать личного общения с чиновниками? На первом месте представление налоговой декларации и заявлений на приобретение удостоверений личности и заграничных паспортов. Далее следуют получение водительских прав, регистрация транспортных средств, а также заявления об учреждении предприятий и фирм.

Как рассказал "РГ" Маркус Штэдлер, сотрудник германского МВД, большой популярностью в ФРГ пользуется и "электронная юстиция" (e-justice). Однако пока в Германии многие бюрократические формальности требуют оригинальной подписи участников. Поэтому толпа просителей и заявителей в учреждениях хотя и значительно уменьшилась, но далеко не иссякла. Однако уже с этого 2010 года в рамках национальной стратегии e-government планируется введение вместо удостоверений личности индивидуальной карточки с электронным чипом.

Без перерыва на обед

Текст: Павел Голуб

За последние пять-шесть лет доступ граждан к Интернету в Испании стал почти всеобщим. По данным Европейской комиссии, 93 процента населения этой страны имеют возможность регулярно пользоваться Сетью, в том числе такими возможностями обладает 89,7 процента сельского населения.

Большинство испанцев получили доступ во Всемирную паутину благодаря тому, что правительство за последние десять лет приняло и настойчиво реализует уже три плана ускоренной информатизации страны. Главной заботой последних лет стало внедрение в повсе дневную жизнь так называемого электронного правительства. Под этим понимают обеспечение гражданам возможности общаться с органами власти самых разных уровней с использованием информационных технологий.

Примерно половина испанцев уже имеет электронное удостоверение личности. На карточке размером с кредитку размещен микрочип, в котором зашифрованы все личные данные обладателя и его неповторимая электронная подпись. Благодаря внедрению этого индивидуального электронного документа нет необходимости лично ходить по инстанциям, отстаивать очереди и ждать, предположим, окончания обеденного перерыва обремененного заботами чиновника.

Каждое министерство, каждый муниципалитет, практически любой орган государственной власти на своем официальном сайте обязан информировать граждан о предоставляемых через Сеть услугах или об официальных процедурах, которые они могут проходить с использованием Интернета.

Благодаря постоянно увеличивающемуся бюджетному финансированию проектов тотальной информатизации Испании уже сегодня через Сеть можно решать массу вопросов: получить выписку из огромного количества документов, записаться на прием к представителю властей, проверить избирательные списки накануне выборов, подать заявление о смене места жительства.

Каждый министр и крупный госчиновник имеет свою страничку во Всемирной паутине. Каждому можно написать письмо, заявление, жалобу. Конечно, вероятность быть услышанным высоким начальством от этого не увеличилась, но ответ вам дать обязаны в самые короткие сроки.

От непосредственного общения с подданными через Интернет уклоняются в Испании разве что члены королевской семьи, таковы уж традиции. Но и они ежедневно обновляют монарший официальный сайт.

Между тем

Достоверной статистики, которая показала бы влияние процессов массовой информатизации в Испании на уровень коррупции, нет. Однако совершенно очевидно, что виртуальное общение подданных с госслужащими практически исключает соблазн как для чиновника выступить с предложением к просителю "ускорить дело" за вознаграждение, так и для посетителя предложить мзду за "положительное решение вопроса".

Столица в цифре

Идеи о создании электронных правительств появились в Китае еще в конце 1990-х. Правда, решались они в основном на уровне городов или муниципалитетов. Одним из первых в этом направлении стал Пекин, где в 2001 году был дан старт программе "Цифровой Пекин", что подразумевало установление сетевой инфраструктуры между научными институтами, промышленными предприятиями, университетами.

Сейчас же, видимо, правительство решило в первую очередь оптимизировать работу наиболее востребованных министерств и ведомств, продолжая активно развивать электронную связь с населением. Например, уже много лет по всей стране действует единая система дорожной полиции. На официальном сайте любой желающий может установить владельца того или иного транспортного средства. Правда, для этого необходимо знать регистрационный номер, а также номер двигателя или шасси. В практическом плане весьма удобной можно считать возможность проверить, висят ли на твоей машине какие-нибудь штрафы. Главным "гаишником" здесь - беспристрастные камеры наблюдения, показания которых можно проверить на сайте полиции. Правда, оплатить штраф через Интернет не получится, поскольку каждый нарушитель должен лично прибыть в полицейский участок и подписать протокол о том, что признает свою вину.

Намного упрощена работа по выдаче иностранным гражданам временных разрешений на пребывание в КНР. На официальном сайте можно "скачать" анкету, заполнить и прийти в участок уже с готовым пакетом документов.

Каждый честный предприниматель в Китае с недавнего времени освобожден от походов и утомительных очередей в налоговые службы. Чуть больше года назад по всей стране была введена единая электронная система оплаты налогов. Достаточно ввести в специальную программу номер своего банковского счета, и в течение нескольких минут требуемая сумма поступает в налоговую казну. И через день-два предприниматель получает уведомление об успешном завершении налоговых процедур.

Упрощенные процедуры приобретения через Интернет турпоездок в любую точку глобуса уже давно практикуются в Китае. Причем в случае необходимости к клиенту придет курьер и примет документы, необходимые, например, для оформления виз.

Ночной кошмар чиновника

Абсолютной "электронизации" госучреждения Кореи пока еще не достигли, но страна уже близка к этому. Несколько недель назад электронное правительство в Республике Корея было признано лучшим в мире.

Такую оценку ей дали эксперты ООН по результатам исследований, проведенных в разных странах мира. К лидерству в этой сфере Сеул шел долго. Более 20 лет и десятки миллионов долларов южнокорейские власти потратили на то, чтобы создать систему и сделать ее удобной для использования гражданами.

"Самым трудным и дорогостоящим было создание инфраструктуры. Ведь большую часть Кореи занимают горы. Тут на помощь пришли современные технологии и беспроводная связь, которые помогли сделать Интернет доступным даже в самых труднодоступных уголках страны", - рассказал "РГ" директор департамента информатизации министерства общественного управления и безопасности Кан Чжун Хёп.

Другой проблемой, с которой столкнулись местные власти, стало обучение потребителей основным навыкам обращения с интернет-сайтами. Если молодое поколение довольно быстро сообразило что к чему, то людям постарше пришлось помочь разобраться в нововведениях. Для этого правительство Южной Кореи организовало специальные курсы, на которых каждый желающий может получить необходимую консультацию.

Есть и другие положительные моменты. Система электронного правительства позволила гражданам сохранить драгоценное время и силы. Ведь теперь им не нужно идти в госучреждение и стоять в очереди за заветной бумажкой. Достаточно просто заполнить необходимую форму на сайте учреждения, и необходимый документ направят домой по почте или в электронном виде. Сегодня по Интернету можно "заказать" более пяти тысяч различных документов.

По словам самих южнокорейцев, отсутствие прямого контакта чиновника с посетителем серьезно сократило "бюджет" недобросовестных госслужащих, которые в прошлые годы не брезговали возможностью подзаработать. Теперь же их работа превратилась в ночной кошмар, поскольку каждый шаг просителя и чиновника фиксируется в системе, начиная от направления жителем запроса и его последующим выполнением.

Есть, правда, и одно "но". Это способность государства защитить обширный объем личной информации граждан, который аккумулируется в правительственных базах данных. Ведь тот, кто имеет доступ к системе, может собрать о человеке практически все сведения, начиная с адреса его проживания и составе семьи и заканчивая размером доходов и уплачиваемых налогов. А масштабная вирусная атака способна вывести правительственные сайты из строя.

Постоянные скандалы с якобы северокорейскими хакерами, которые воруют южнокорейские секреты, показывают, что кое-какие бреши в защитных программах все-таки остаются. Поэтому, по словам собеседника "РГ", министерство очень тесно сотрудничает с правоохранительными органами, которые прилагают усилия для обеспечения защиты системы от хакеров и вирусных атак.

В налоговую через компьютер

Еще год-два, и все французы будут иметь доступ к высокоскоростному Интернету. Именно это предусмотрено специальной государственной программой, в которой обозначен крайний срок - к 2012 году.

А как обстоят дела сегодня? По данным Европейской комиссии и агентства "Капджемини", 62 процента семей во Франции полностью информатизированы. Причем 43 процента граждан страны используют Сеть для контактов с государственными инстанциями. Обходится безлимитный скоростной Интернет в среднем от 20 до 30 евро в месяц.

Надо сказать, что во Франции давно уже работают над проектом создания "электронного правительства". Запущен он был в конце 1990-х с тем, чтобы облегчить диалог между населением и государственным аппаратом. Во всех министерствах и ведомствах уже тогда были разработаны и задействованы собственные сайты с двусторонней связью. На них не только можно получить информацию разного свойства, но и ответы чиновников на вполне конкретные индивидуальные вопросы. Срок исполнения - от нескольких дней до полутора недель в зависимости от сложности ситуации.

Компьютерная грамотность стала обязательной для чиновников всех ступеней, и ей уделяют приоритетное внимание в учебных заведениях: от общеобразовательных до университетов. За этим бдительно следит межведомственный комитет по поддержке развития информационных и коммуникационных технологий в правительственных службах. За десять с лишним лет вложены миллиарды евро.

Пожалуй, самым наглядным примером эффективности распространения электронных технологий в административной сфере стала программа "Коперник", цель которой в частности упростить процедуру налогообложения граждан. Эта программа, которая предлагает французам заполнять налоговые декларации в режиме онлайн, была запущена в 2002 году. В 2009-м ею пользовались уже девять миллионов человек, а это четверть от общего числа налогоплательщиков. Надо ли говорить о том, что экономия только на печатании соответствующих формуляров оказалась весьма ощутимой.

Кстати, те, кто пользуется "Коперником", имеет некоторые преимущества по сравнению с остальными гражданами: электронную декларацию о доходах можно "сдать" на две недели позже, а также уменьшить налогооблагаемую сумму на 20 евро.

Конечно, многое предстоит еще сделать, но уже сейчас во Франции помимо "Коперника" все активнее работают и другие проекты. К примеру, многие справки, в том числе свидетельства о рождении, всевозможные выписки, прочие документы можно получить по Интернету. Это, уже не говоря о постановке на учет в агентстве по делам занятости или об оповещении всех заинтересованных служб при изменении адреса.

Кроме того, сейчас все больше граждан создают собственный счет на специальном сайте. Он служит своего рода "электронным сейфом", в котором французы могут хранить электронные аналоги своих документов, будь то копия удостоверения личности, заполненные формуляры, иная информация, необходимая для общения с госслужбами. Доступ к такому сейфу индивидуальный - только через секретный код.

В мире Восточная Азия Китай В мире Европа Германия В мире Европа Испания В мире Европа Франция
Добавьте RG.RU 
в избранные источники