Осенью прошлого года вышел фильм "Книга мастеров" - первая попытка наших кинематографистов снять сказку по лекалам студии Диснея. На подходе продюсерский проект Михаила Пореченкова "Сказка-XXI". А Сергей Безруков затеял свой "детский" проект - "Самую реальную сказку". Этот фильм мы увидим скорее всего осенью, но некоторые нюансы будущей картины узнали уже сейчас.
Российская газета: Сергей Витальевич, в связи с вашими героями - Пушкиным, Есениным, генералом Каппелем из "Адмирала" - вы часто говорите о патриотизме...
Сергей Безруков: Знаете, когда выхожу играть спектакль "Хулиган" по Есенину, в конце читаю стихотворение "Русь советская": "Но и тогда, // Когда во всей планете // Пройдет вражда племен,// Исчезнет ложь и грусть, // Я буду воспевать // Всем существом в поэте // Шестую часть земли //С названьем кратким "Русь", - я даю залу возможность сказать это слово - "Русь". И когда зал в тысячу мест в один голос говорит "Русь!" - мурашки по коже бегут. И это чувства патриотов, а никоим образом не националистов - не надо путать. Не могу понять, почему в нашем обществе это чувство считается излишне пафосным - не принимаю такого цинизма. Я рад, что могу признаться в любви к Родине через свои роли. Все это может показаться громкими словами, но для меня это просто потребность, абсолютно естественное чувство, счастье, в конце концов... Да и что нам остается, кроме любви к Родине? Хотя зачастую Родине это оказывается и не нужно - вспомним генерала Каппеля. Я рад, что наконец прошел сериал "Адмиралъ", в котором есть важные для меня эпизоды. Например, когда Каппель говорит о жертвах атаки: "Я надеюсь (заметьте, он это говорит не с уверенностью, а только с надеждой), что Господь Бог простит нам эти жертвы во имя любви к Родине". И сам Каппель отдал жизнь за Родину, а нужно ли это оказалось ей? И еще, помните, там есть потрясающая сцена, когда всех, и красных, и белых - какая разница, ведь все же православные - кладут в одну могилу...
РГ: Давайте сразу расставим точки над "i", что с фильмом о Высоцком "Черный человек"? Интернет просто разрывается от сообщений о том, что вы будете играть Владимира Семеновича.
Безруков: В Интернете столько неправды, полуправды и даже откровенной лжи, что не всему надо верить. Мне в самом деле год назад предлагали роль, но я отказался. Вообще эту тему я стараюсь не обсуждать и не комментировать.
РГ: А почему вы вдруг решили снимать сказку?
Безруков: Это не совсем сказка в чистом виде. Мы с режиссером не пошли по пути наших коллег, которые снимают фильмы "а-ля рюс" на тему русских народных сказок. У нас получается философская сказка. И более того, наши герои переживают настолько узнаваемые и реальные драматические события, что жанр нашей картины скорее драма, со сказочными элементами. Мне кажется, мы придумали интересную, необычную историю - сказочные персонажи, в которых уже никто не верит, решили перебраться, "иммигрировать" в наш мир. Например, Кощей становится олигархом, Василиса Премудрая - учительницей и так далее.
РГ: И вы, насколько я знаю, - Иван-дурак, который...
Безруков: Давайте не будем пока рассказывать сюжет. Скажу только, что герой интересный.
РГ: Вы ведь и автор сценария?
Безруков: Да, идея фильма изначально была моя, а потом мы с режиссером Андреем Мармонтовым написали вместе сценарий. И получилось, как мне кажется, любопытно. Многим людям я рассказывал сюжет, многие смотрели уже готовый материал, все говорят: "Цепляет". Вроде сказочные персонажи, а за ними - настоящие люди. Кощей у нас говорит: "Я же вас просил, живите как люди". А когда Кощей встречает Бабу-ягу на "чертовом колесе", спрашивает: "Ну что, сестренка, по ступе соскучилась?" А та в ответ: "Нет - по полету". Красиво, да?
И так получилось, что это не соцзаказ, а веление души и сердца - рассказать о наших детях, о том, что происходит в нашем мире, в котором правят деньги.
РГ: Но так было всегда - "люди гибнут за металл..."
Безруков: Да, но в наше время это стало как-то особенно очевидно. Потому и люди стали циничнее. Ты говоришь о том, как любишь мир, окружающих, а циники кивают головой и говорят: "Не верим!" Из-за этого мы стали стесняться проявлять свои эмоции, более того, мы стали стесняться своей порядочности. Люди не верят в чудо, не верят в добро.
РГ: А вы верите в чудо?
Безруков: Да. И, наверное, на этом держится мой оптимизм.
РГ: Но если говорить о деньгах, то, может быть, проблема в том, что мы так долго были лишены комфорта и наша "заточенность" на деньги оттуда?
Безруков: Но, извините, кто-то владеет этим комфортом, а кто как не имел его, так и не имеет. Проблема-то не в этом. Я ведь говорю о "бешеных деньгах", которые не зарабатываются потом и кровью, а "откатываются" со всяких сделок. Я понимаю, что нехорошо считать чужие деньги, но как иначе реагировать на то, что общество погрязло в узаконенном воровстве?
РГ: Ваш герой в фильме по роману Мамина-Сибиряка "Дикое счастье", в котором вы недавно снялись, золотодобытчик Гордей Брагин в конце концов сходит с ума от золота.
Безруков: Да, золото его сгубило. На эту тему я ничего нового не скажу - золото имеет свойство отравлять неокрепшую человеческую душу. Деньги - это действительно серьезное испытание.
РГ: Вы его прошли?
Безруков: Думаю, да. Но, во-первых, сам я никогда не имел "бешеных денег". А во-вторых, спасает мое воспитание. Для меня прежде всего существует работа. Я совершенно некоммерческий человек. И поэтому, кстати, не снимаюсь везде подряд - например, в рекламе - лишь бы только заработать, заработать. Для меня на первом месте все-таки не деньги, а творчество.
РГ: Неужели легко нашлись бизнесмены, готовые инвестировать в сказку?
Безруков: Конечно, нелегко. Но тем не менее ведь снимаем!