Каждому региону необходимо вернуть его неповторимый образ, считает губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко. И он знает, как это сделать. А еще в области решили построить новый город. С чистого поля. И создать инновационный комплекс по производству лекарств.
О том, что привлекает бизнес в этот регион, как идет подготовка к 65-летию Победы и может ли вход на Мамаев курган быть платным, Анатолий Бровко рассказал на "Деловом завтраке" в "РГ".
Секвестр чиновников
Российская газета: Прошло всего два месяца, как вы стали губернатором. Недавно волгоградский аналитический центр провел очередной опрос общественного мнения. И если в конце прошлого года людей, которые оценили работу главы региона как "плохую" или "неудовлетворительную", было 25 процентов, то в январе-феврале - только 6-7 процентов. Что же так повлияло на мнение людей? Какими были ваши первые шаги?
Анатолий Бровко: Еще до вступления в должность главы администрации области я определил первоочередные задачи. По этому плану и действую. В их числе - формирование нового состава руководителей органов исполнительной власти, способного на быстрое обновление экономики и социальной сферы региона. Налаживание взаимодействия с органами федеральной власти по включению области в общенациональные программы развития. Активное привлечение инвесторов и создание новых высокотехнологичных производств, поддержка местного товаропроизводителя, особенно сельского. Использование исторически сложившейся культурной идентичности региона для воспитания патриотизма у молодежи.
Оптимизация структуры администрации области началась с верхнего уровня. Например, было у губернатора 15 замов, а стало 9, причем один - в Москве. Было три первых зама - теперь один, по финансам.
Новой команде я дал месяц, чтобы она проанализировала, какое оптимальное количество управлений, комитетов, отделов должно быть в администрации области. Моя задача - создать эффективную структуру управления. На первом месте - функции, которые должна выполнять власть, под них формируются структуры и только потом подбираются люди. Думаю, как минимум на 20 процентов численность аппарата администрации будет сокращена. Сэкономленные 300 миллионов рублей мы направим на социальные расходы. Но экономия - не самоцель. Хотя и она очень важна, учитывая, что областной бюджет на 2010 год сверстан с дефицитом в 5,9 миллиарда рублей.
РГ: Не собираетесь, как кировский губернатор Никита Белых, отказаться от зарплаты в пользу бюджета?
Бровко: Не вижу в этом серьезного экономического смысла. Проводимая нами оптимизация управления дает более серьезный эффект - и материальный, и организационный. Мы создаем прозрачную, понятную для населения и эффективную структуру, в рамках которой чиновники предоставляют госуслуги в максимально короткие сроки. Вся их деятельность будет четко регламентирована по функциям, услугам и времени.
Вы знаете, что в рейтинге ведения бизнеса, который составляет Всемирный банк, Россия в прошлом году заняла 120-е место среди 183 стран. Главной проблемой наших предпринимателей, отмечается в исследовании, стала процедура выдачи разрешительной документации на начало строительства. В среднем по стране на это уходит 720 дней, то есть два года. А в Волгоградской области - это 720 дней и до бесконечности. По этому показателю Россия на предпоследнем месте в мире. Тем временем в США бизнес тратит на него 60-80 дней, в Европе - 40-60 дней.
Прививка от эгоизма
РГ: Вы каждую неделю приезжаете в Москву. В чем необходимость столь частых визитов в столицу?
Бровко: Необходимо выстроить рабочие взаимоотношения между федеральными структурами и органами исполнительной власти Волгоградской области. Это моя прямая обязанность. Поддерживать их будет мой заместитель в Москве.
Можно было бы начать свою работу и по-другому. Более детально изучить потенциал региона, встречаясь с людьми на предприятиях, в сельской глубинке, в научных и культурных учреждениях. Провести полноценный аудит законодательной и нормативной базы, областной собственности, оценить эффективность расходования бюджетных средств, выявить барьеры, которые стоят на пути решения задач, поставленных президентом России по модернизации экономики и социальной сферы страны. Возможно, для нового в региональной власти человека этот путь был бы самым правильным. Однако себя я новичком не считаю.
До назначения на пост главы региона три года мне довелось работать в качестве его заместителя по промышленности, торговле, предпринимательству. Жизнь региона я наблюдал в течение нескольких лет и с точки зрения руководителя крупнейшего в области предприятия. И вот с этих позиций было хорошо видно, что область оказалась в стороне от главного течения, что федеральные инициативы плохо приживаются на нашей территории, что по ряду важнейших вопросов благополучия региона, его жителей диалог вообще не налажен. Такое положение вещей недопустимо, его нужно срочно исправлять. Волгоградская область как никакая другая является средоточием федеральных интересов. Наш регион - опорный край державы, у нас проходит более 200 километров границы с сопредельными государствами. При этом практически безграничны инвестиционные возможности региона.
Регион традиционно играл важную роль как всесоюзный центр патриотического воспитания населения, особенно подрастающего поколения. Сегодня эта его миссия особенно значима - в год 65-й годовщины Великой Победы потомки героев Сталинградской битвы должны показывать образцы военно-патриотической работы, духовно-нравственного подвижничества. Я предлагаю создать в регионе современный, соответствующий реалиям XXI века центр патриотического воспитания, культурного и духовного наследия.
У нас все для этого есть. Мамаев курган, Дом Павлова, казачество, духовенство. Этот образ в современных условиях может развернуться на много составляющих, например, конкурс патриотической песни, молодежный лагерь по примеру Селигера. Можно ввести традицию - посвящение в мужчины, когда ребята 14-15 лет будут стоять вахту на Мамаевом кургане. У меня самого четверо детей. И в выходные я стараюсь сходить с ними в храм, на Мамаев курган, побывать в других местах, где сосредоточена энергетика истории этой земли, чтобы получить новые силы на труды во имя ее настоящего и будущего.
Главная высота России
РГ: В каком состоянии сейчас находится Мамаев курган, монумент "Родина-мать зовет!"?
Бровко: Наше предложение включить мемориал в список особо ценных объектов культурного наследия нашло полное понимание в министерстве культуры. Сейчас ведется работа по согласованию необходимых действий. В Волгограде в ближайшее время планируется очередное, 30-е заседание Российского оргкомитета "Победа" под председательством президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева, приедут полпреды президента в федеральных округах, министры, губернаторы. Очень надеюсь, что решение по Мамаеву кургану будет принято.
РГ: В прессе периодически появляются сообщения, что у монумента то трещина появилась, то меч вот-вот отвалится. Ситуация действительно критическая?
Бровко: Мемориал на Мамаевом кургане - это символ твердыни, о которую разбилась вражеская агрессия. И я гарантирую, что он будет стоять незыблемо, как стояли на этой земле наши солдаты в 1942 году. Однако время беспощадно, и величественный комплекс тоже нуждается в поддержке. Его периодически подмывают грунтовые воды, стареют конструкции, проявляется "усталость" металла. Пришла пора вкладываться в этот мемориал по-крупному. Памятник этот федерального значения, вот поэтому мы должны сотрудничать с федеральными ведомствами, и решения нужно принимать не откладывая дела в долгий ящик.
РГ: Еще СМИ писали, что вы хотите сделать вход на Мамаев курган бесплатным только для ветеранов, а остальным - за деньги.
Бровко: Не верьте! Такое просто немыслимо. Это же всеобщее достояние. О какой плате за вход можно говорить? Глупость полная. Памятники должны содержаться за счет бюджетных средств. Мы составили план, в который включили все наши военные памятники. Так что без присмотра ни один из них не остается.
РГ: А какова дальнейшая судьба музея "Место пленения фельд маршала Паулюса" в подвале Центрального универмага, который приватизировали и закрыли?
Бровко: Судьба этого музея во многом замечательная. Во-первых, он относится к числу военных мемориалов, созданных буквально в последние годы. Уже одно это достойно признания. Во-вторых, он создан на частные деньги, что тоже похвально. Другое дело, что организаторы при создании фонда, который финансировал этот проект, допустили возникновение конфликта интересов. Эта история началась года полтора назад. Я тогда был заместителем губернатора, повстречался с предпринимателями. Ситуация разрядилась, музей отремонтировали, он открылся, заявки на посещение расписаны уже до конца лета. И буквально в конце прошлого года опять масла в огонь подлили, кому-то выгодно, чтобы скандал снова разгорелся. Думаю, что любые спекуляции вокруг нашей памяти о войне, о подвиге народа по сути своей преступны. Мы должны решить этот вопрос раз и навсегда.
РГ: А сами ветераны? Успеваете обеспечить их жильем к 9 Мая?
Бровко: У нас на учет для получения жилья до 1 марта 2005 года встали 240 ветеранов. Все они получили средства на приобретение жилья, и подавляющее большинство уже стали владельцами квартир. Задачу обеспечить всех ветеранов из этого списка жильем до 1 Мая мы выполним.
РГ: А когда получат квартиры ветераны, которые встали на учет после 1 марта 2005 года?
Бровко: В этом списке сейчас 264 человека, а по прогнозу будет две тысячи. На рынке такого количества однокомнатных квартир нет. Поэтому мы решили построить несколько девятиэтажных домов, где будет только социальное жилье - квартиры по 36 квадратных метров. На следующей неделе мы запускаем эту программу, объявим конкурс среди застройщиков на первый дом.
Ударим бизнесом по безработице
РГ: Недавно на коллегии Генпрокуратуры Дмитрий Медведев назвал безработицу главной социальной угрозой. Но в вашем регионе, насколько мы поняли из сообщений Росстата, особой тревоги она не вызывает.
Бровко: У меня вызывает. Вам, наверное, дали данные на начало февраля. Тогда у нас безработных действительно было меньше, чем в среднем по стране. Сейчас уже больше - 40 тысяч человек. В службе занятости встали на учет те, кто потерял работу в конце прошлого года.
РГ: Как будете их трудоустраивать?
Бровко: В прошлом году мы получили из федерального бюджета достаточно серьезную субсидию на программу самозанятости, около 500 миллионов рублей. Те безработные, кто открывал свой бизнес, получали по 58 тысяч рублей.
На развитие малого бизнеса госказна нам дала около 450 миллионов. Больше нас получили только Москва и Питер. Из регионального бюджета тоже выделили деньги. В итоге потратили раз в десять больше, чем в предыдущие годы. За счет реализации программ по развитию малого и среднего предпринимательства мы создали 5,5 тысячи новых рабочих мест, что помогло нам сдержать рост безработицы. В этом году мы постараемся продолжить начатую работу, не снижая ее темпов и объемов.
"Золотые полки" бюджета
РГ: Вы сказали, что в марте будет скорректирован бюджет области на 2010 год. Какие еще есть резервы, кроме сокращения расходов на управленческий аппарат?
Бровко: Например, очень много незавершенного строительства. Начинаем - и бросаем. Зачем? Будем повышать эффективность расходования бюджетных средств, пересмотрим программы по каждой отрасли. Мы уже начали наводить порядок в системе госзакупок. Здесь потенциал снижения бюджетных расходов - от 600 миллионов до миллиарда рублей в год.
РГ: Весь госзаказ переведете в электронные торги?
Бровко: И электронные торги надо развивать, и деньги перестать "размывать". Кроме того, будем приоритетно закупать ту продукцию, которая производится в регионе. Скажете, протекционизм? Да. Но здоровый протекционизм. Мы поддерживаем местных товаропроизводителей, а это новые рабочие места, налоги в бюджет, кстати, и в федеральный тоже.
Таких же принципов придерживаемся и в торговле. В 2008 году удельный вес наших местных товаропроизводителей в торговых сетях был 32 процента. Все остальное завозное. Это в нашем-то аграрном регионе! Я как вице-губернатор торговлю тоже курировал. Разговаривали, убеждали, настаивали... В конце 2009 года в сетевых магазинах было уже 52 процента волгоградских продуктов. И не где-нибудь в уголке, а на "золотых полках", которые сразу бросаются в глаза покупателям. И сетевики, по-моему, не в убытке, просто им пришлось несколько изменить систему поставок. Зато экономика области развивается, у людей на столе - качественные, свежие продукты.
РГ: Как относятся к вашему региону инвесторы, какие его конкурентные преимущества у них сейчас котируются?
Бровко: Как известно, в Волгоградской области открыто одно из самых больших месторождений калийных руд - Гремячинское. Его запасов хватит лет на сто. Уже началось строительство горно-обогатительного комбината силами одной из дочерних компаний "ЕвроХима" - "ЕвроХим-ВолгаКалий". Цена проекта - 85 миллиардов рублей. Мы хотим создать вокруг нового комбината современный город. В период строительства здесь будут задействованы 5 тысяч человек. А потом город даст работу более 3 тысячам.
РГ: Как же вам удалось раскрутить инвестора на такой мощный проект?
Бровко: В данном случае "ЕвроХим" строит только производственные объекты. Уговаривать его осваивать столь перспективное месторождение, понятно, не надо. А вот социальная инфраструктура - жилье, школы, детские сады, больница - наша забота. На это потребуется 10 миллиардов рублей. В областном бюджете на 2010 год уже предусмотрено более 300 миллионов рублей на проектирование этой инфраструктуры.
Если проекту присвоят федеральный статус, деньги на строительство в 2011 году должен предоставить федеральный бюджет. Сейчас этот вопрос обсуждается.
РГ: Минздравсоцразвития России планирует создать у вас еще и фармацевтический кластер. В каком состоянии этот проект?
Бровко: Сейчас мы дорабатываем концепцию такого кластера. У нас создана своя фундаментальная научная школа фармацевтики, есть специалисты, которые могут работать на предприятиях кластера. Из 57 обязательных препаратов, которые должны быть в каждой аптеке, в Волгоградской области сегодня можно производить 14.
Уже начались переговоры с ведущими фармацевтическими компаниями, как российскими, так и зарубежными. Мы готовы предоставить им земельные участки по очень льготной цене, с готовыми коммуникациями и с разрешением на строительство заводов. Также планируем снизить для инвесторов тарифы на подключение к электросетям.
РГ: Похоже, инвестор становится главным действующим лицом волгоградской экономики?
Бровко: Мы к этому стремимся. У нас будет максимально благоприятная для инвестора законодательная база. Эта работа уже завершается. Создадим Корпорацию развития Волгоградской области. Она будет формировать земельные участки, укомплектовывать их инженерной инфраструктурой, помогать инвесторам получать необходимую документацию. Вместе с администрацией области корпорация займется и проектным финансированием. С крупными банками можно будет создавать фонды и входить туда с землей, инфраструктурой, обеспечивая залоговую базу. А потом предоставлять нашему инвестору кредиты.
Как видите, планов и инициатив у нас много. Уверяю вас, что и возможностей для их реализации в области достаточно. И не только традиционных, но и новых, которые дают современные технологии, современные формы сотрудничества, новые люди с нестандартным мышлением. Наша задача - направить их на благо жителей области, на благо России, и я уверен, что с этой задачей мы справимся.