По заданию минобрнауки Институт социологии образования РАО проанализировал результаты, которые показал Единый госэкзамен.
Раньше социологическое исследование проводилось только по готовности учителей к ЕГЭ. Итог был такой: два года назад положительно оценили ЕГЭ лишь 25 процентов педагогов. Причем в числе особенно ярых его противников оказалось много учителей-новаторов, работающих по авторским программах, которые и задают тон в образовательном сообществе. Тогда этот важный вывод ученых позволил выстраивать более гибкую государственную политику в отношении успешных преподавателей.
Теперь социологи разобрали по косточкам сам ЕГЭ. Результаты работы прокомментировал специалистам, собравшимся на совещании в ГУ -ВШЭ, директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин. Кстати, первое, что он сделал, это подчеркнул: разговоры о том, что якобы с введением ЕГЭ снизился уровень знаний выпускников, несостоятельны. Владимир Самуилович в частности припомнил свое исследование 1975 года, когда он предложил детям задание - определить по особенностям стиля авторство текстов. В качестве примера взял прозу Олеши и Платонова, а также стихи Вознесенского и Самойлова. Задание с прозой верно выполнили 22 процента ребят, со стихами - 40.
В 2005 году Собкин задание повторил. И на сей раз с прозой справились уже только 2 процента учащихся, а с поэзией - 9. Так что уровень знаний учеников снизился задолго до ЕГЭ. И современный метод контроля это еще раз убедительно доказал.
Итак, насколько успешно сдали ЕГЭ ученики разных школ? Как выяснилось, самые высокие баллы по русскому и математике получили выпускники гимназий и лицеев - соответственно 65 и 52. Далее идут спецшколы, обычные общеобразовательные и вечерние школы. Выпускники вечерних школ вообще сдали ЕГЭ по математике в среднем на 28 баллов. То есть на двойку.
-Это ниже допустимого уровня, по этим учебным заведениям надо принимать какие-то политические решения, - уверен Владимир Собкин.
К тому же оказалось, что учащиеся вечерних школ выбрали и самое меньшее количество дополнительных предметов ЕГЭ - 0,35. Иными словами, только каждый третий или даже четвертый решился сдавать один экзамен "по выбору". Между тем как в гимназия и лицеях ученики сдавали в среднем по два предмета.
ЕГЭ наглядно продемонстрировал неравенство уровня образования в городских и сельских школах. Причем чем крупнее город, тем лучше результаты. Так, в крупных городах с населением свыше 450 000 человек английский язык ученики сдали в среднем на 61 балл, информатику - на 58. На селе результаты гораздо хуже - 45 и 50 баллов соответственно.
Так что, получается, результат напрямую зависит от инфраструктуры: чем больше финансовые вложения в образовательную среду, тем успешнее ученики.
- На результаты ЕГЭ больше влияет социокультурная среда, чем учитель, - согласился ректор института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский. - И вкладывать надо не в учителя, а именно в среду. Возьмем один из сибирских регионов, где были низкие результаты ЕГЭ по биологии: там учителям зарплату повысили, а результаты ЕГЭ остались прежними.
Исследование социологов выявило и еще одну любопытную закономерность в связке "школа -ЕГЭ -вуз".
- Там, где выше стоимость бюджетного обучения в вузах, у абитуриентов лучше и результаты ЕГЭ, - замечает Собкин. - Почему? У ребят, мечтающих сюда поступить, больше стимулов хорошо учиться, так как платное отделение им не потянуть.
Обращает на себя внимание и еще один нюанс. Судя по последним данным, девушки сдают ЕГЭ гораздо активнее и лучше,чем юноши. Единственный предмет, где это правило не работает, - география, хотя и тут разница в десятые доли балла. Средний балл и у тех, и у других одинаковый - 49.
- Так что разговоры о всеобщей феминизации имеют под собой почву, - вполне серьезно резюмировал Владимир Собкин.
- В учебных достижениях мальчики отстают, а в социализации их успехи выше, - возразил Александр Адамский. - Посмотрите, какие потом посты и должности они занимают.
Надо сказать, весьма любопытные данные получили ученые и о том, как распределился средний балл зачисления по ЕГЭ на некоторые филологические группы специальностей: на "филологию" - 86 баллов, журналистику - 78,5, теоретическую и прикладную лингвистику - 77, на "русский язык" в педагогические вузы - 59.
- Словом, в педагогическую профессию попадают самые слабые социальные группы. Вот ситуация и закольцевалась - слабые учителя готовят слабых учеников, - подвел невеселый итог Собкин. - И что с этим делать, пока неизвестно.