10.03.2010 00:50
    Поделиться

    Евгений Гонтмахер: Благополучие государства зависит от умения не только хорошо зарабатывать, но и эффективно тратить деньги

    Благополучие государства, как и каждой семьи, зависит от умения не только хорошо зарабатывать, но и эффективно тратить деньги. Кажется, прописная истина. Со своими домашними бюджетами мы, понятно, разбираемся сами. И при этом практически не задумываемся, насколько рачительно государство распоряжается нашими деньгами, переданными ему нами в виде налогов в управление.

    Тем временем это стало серьезной проблемой, решение которой нельзя откладывать в долгий ящик, учитывая продолжающийся экономический кризис. О чем минфин и заявил недавно во весь голос. Министерство подготовило проект "Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года". И это не просто чистые технологии, как по-новому формировать бюджет. Самое главное - авторы программы, по сути, предлагают новую идеологию деятельности государства.

    Прежде всего эта деятельность связана с распоряжением общественными ресурсами, так что процесс повышения эффективности бюджетных расходов носит вообще-то политический характер. Потому что пока, и это отмечается в преамбуле программы, мы не добились от государства прозрачности, полноты информации, завершенности процедур и механизмов того, как оно распределяет деньги налогоплательщиков. Это связано с несколькими причинами.

    Последние 15-20 лет наше государство развивается в очень сложных условиях. К нему предъявляют разные, часто противоположные, требования и со стороны общества, и со стороны экономики, ситуация в которой во многом зависит от внешней конъюнктуры, на что наша власть повлиять не может. И не будем скрывать, что государство развивается в условиях, когда оно поражено коррупцией. Все это не способствовало тому, чтобы, как корректно пишет минфин, эффективность расходования бюджетных средств была высокой и понятной. Тут надо пояснить, что высокой эффективность бюджетных расходов будет признана не тогда, когда об этом скажет сам минфин или даже правительство, а когда общество признает, что государство занимается нашими деньгами профессионально и эффективно. Это могут когда-нибудь показать и опросы общественного мнения, и выступления политических партий в Госдуме, в региональных законодательных собраниях.

    В программе много интересных предложений, например, переход на принципы долгосрочных финансовых программ, что практически означает повышение статуса ведомственных целевых программ. А ими значительно легче управлять: есть конкретная структура, которая несет ответственность за их реализацию - министерство, служба или агентство. Сейчас же за федеральные целевые программы отвечают сразу несколько структур, которые часто не могут между собой разобраться. Кроме того, долгосрочные целевые программы - это проекты, которые должны утверждаться на несколько лет вперед. То есть минфин предлагает не просто вернуться к трехлетнему бюджету, но и говорит о необходимости расширить горизонты планирования на 10-12 лет.

    Это, конечно, амбициозная задача. Она требует привлечения к процессу не только государственных структур, но и основных политических, общественных сил, экспертного сообщества. В конечном счете, именно общество должно поставить перед собой задачи на эти 10-12 лет. А уже минфин и государство их будут решать на профессиональном уровне, через проектно-программный подход. Это очень важный момент в предложениях минфина, который носит идеологический характер. И если он будет реализован, то во многом изменится и лицо государства, и стиль его деятельности.

    Минфин также предлагает пересмотреть систему межбюджетных отношений. Об этом много говорится не один год. Но, как отмечают авторы программы, ситуация по-прежнему неудовлетворительная. Особенно все, что касается муниципальных и региональных бюджетов. У нас по-прежнему большинство регионов дотационные по отношению к федеральному бюджету, а многие муниципалитеты - к региональным бюджетам. У местных властей нет стимулов, чтобы наращивать сбор налогов, работать по увеличению доходной базы. Это связано с перевернутой бюджетной пирамидой, когда ресурсы слишком рьяно аккумулируют в федеральном центре. Но минфин намерен не просто перераспределить ресурсы вниз, в регионы и муниципалитеты, не просто передать им какие-то полномочия, но и предложить конкретные механизмы, которые действительно помогут местной власти стать более самостоятельной. Это и установление своих налогов, которые бы шли в местную казну. И льготы, которые можно будет предоставлять по своему усмотрению. И составление реестра обязательств, которые берут на себя местные власти перед населением. Есть и другие предложения. Все их, конечно, надо обсуждать, доводить до логического завершения и конкретных документов. Надо понимать, что речь должна идти о долгосрочном плане на 5-12 лет. Пока минфин наметил пошаговую реализацию этой программы лишь на два года. Этого, конечно, мало.

    Еще меня очень смущает слово "проект". Если бы эта программа была уже принята и ее начали реализовывать, она стала бы существенным продвижением к образу нашего желаемого завтра. Но пока это только проект. Ему предстоит довольно сложная судьба согласований с другими министерствами и ведомствами, с регионами. И здесь главное, чтобы вместе с водой, которая неизбежно будет "отжиматься" в процессе согласований, не был бы выплеснут и сам ребенок. Хорошо, чтобы в конечном счете осталась та цельная система представления о будущей жизни нашего государства, которую обозначил минфин. Надеюсь на здравый смысл тех, кто будет принимать этот документ. И, конечно, очень важно обеспечить его публичное обсуждение. Пусть никого не смущает скромное название программы - повышение эффективности бюджетных расходов. Это, повторю, не узковедомственный документ министерства финансов, а, по сути, программа модернизации государства. Поэтому документ необходимо обкатать в самых разных аудиториях - в Москве, в регионах, в общественных организациях, о повышении роли которых тоже говорится в программе. Надо сделать так, чтобы в конечном итоге она стала плодом коллективного творчества. Только тогда есть шанс, что все намеченное будет воплощено в жизнь.

    Если же финансовая ситуация в стране останется без изменений, то с каждым годом государству будет все больше не хватать денег буквально на все. И нас ожидает то, что раньше называлось "секвестром". Во-первых, кризис будет давать о себе знать по крайней мере еще ближайшие несколько лет, поэтому нельзя ожидать резкого роста сбора налогов, бурной экономической активности. Во-вторых, как определено "Стратегией-2020", государство должно оптимизировать свое участие в экономике и часть своих функций передать бизнесу и гражданскому обществу. Это тоже сократит поступления в бюджет. Поэтому на фоне снижающихся доходов повышение эффективности расходов тем более необходимо. Если этого не будет, как снежный ком начнут нарастать социальные проблемы, что вызовет напряжение в обществе. Минфин своей программой косвенно, но достаточно серьезно пытается предотвратить такой сценарий развития событий, который, увы, пока вполне реален.

    Поделиться