Большинство субъектов Юга России не смогли найти средств для погашения бюджетных расходов

В республиках Северного Кавказа по итогам минувшего года отмечен рост налоговых поступлений, а в высокоиндустриальных регионах, наоборот, падение. Почему так произошло, рассуждает заместитель директора Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем Южного федерального университета Александр Дружинин.

По данным Министерства финансов РФ, на 1 января 2010 года в консолидированные бюджеты Южного федерального округа поступило 338,3 миллиарда рублей налоговых и неналоговых доходов, что составляет 98,7 процента прошлогоднего показателя. В девяти территориях доходы возросли. Наибольший рост поступлений отмечен в Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Адыгее и Ставропольском крае. Сократились поступления в Дагестане, Волгоградской, Астраханской и Ростовской областях.

Падение налоговых сборов связано с последствиями глобального кризиса, существенно снизившего бюджетно-налоговый потенциал ранее финансово благополучных регионов. В первую очередь это касается промышленно развитых субъектов Федерации, в структуре экономики которых существенную роль играют предприятия топливно-энергетического комплекса.

Не случайно поступления от налога на добычу полезных ископаемых упали почти в 1,5 раза и составили 1,2 миллиарда рублей. Сокращение поступлений налога на добычу полезных ископаемых произошло во всех регионах. Хотя существенное снижение НДПИ в 2009 году - это в большей мере вопрос ценовой конъюнктуры, а не положения дел в отрасли. Перспективы развития ТЭК на Юге России довольно неплохие.

Экономика северо-кавказских республик пока не столь болезненно, как в целом по России, отреагировала на кризис: подъем в реальном секторе наблюдался  практически в течение всего минувшего года. В Дагестане, Ингушетии, Чеченской Республике и Ставропольском крае до сих пор наблюдается рост инвестиционной активности, в остальных регионах - темпы спада ниже средних по России.

В республиках Юга России выше и доля в экономике "бюджетной составляющей" (государственная и муниципальная служба, образование, здравоохранение). Бюджетные расходы на Северном Кавказе в 2009 году росли, что вызвало позитивную динамику совокупного фонда заработной платы, стимулировало стройподряд, обороты в торговле и других отраслях.

Один из важнейших источников пополнения бюджета - налог на прибыль. Его формируют, прежде всего, крупные промышленные предприятия, которые в последние полтора года попали в тяжелое финансовое положение. Вот почему поступления по этому виду налога составили всего 67 миллиардов рублей - на 23,2 процента меньше, чем в предыдущий период. Это серьезные потери. Самая неблагоприятная ситуация сложилась в Астраханской и Волгоградской областях, где падение составило 57,8 и 34,2 процента соответственно.

В то же время в шести субъектах поступления по налогу на прибыль возросли. Существенный рост отмечен в Карачаево-Черкесии, Калмыкии, Дагестане, а также в Ингушетии, Северной Осетии и Адыгее. Связано это с тем, что в большинстве республик промышленность продолжала восстанавливаться после масштабной деиндустриализации 1990-х годов. Поэтому динамика налога оказалась позитивной.

Дефицит консолидированного бюджета субъектов Юга России на 1 января 2010 года превысил 40 миллиардов рублей 

В кризисный период важнейшим источником налоговых доходов в ЮФО стала зарплата. Поступления по налогу на доходы физических лиц увеличились и превысили 132 миллиарда рублей. Наибольший рост зафиксирован в Ингушетии, Чеченской Республике,  Северной Осетии, Адыгее, Калмыкии и Карачаево-Черкесии. В отличие от прибыли, совокупный объем заработной платы оставался стабильным, поскольку в значительной мере "подпитывался" бюджетными расходами. К примеру, в Калмыкии, по моим данным, 30 процентов занятых - это бюджетники. В других регионах аналогичный показатель ниже, но тоже существенен.

Нарастить доходы бюджета помогла и акцизы, поступления которых выросли на треть и достигли почти 30 миллиардов рублей. Положительная динамика связана с ростом ставок акцизов на алкогольную продукцию и табак. Возможно, некоторая часть производства алкоголя была выведена из "тени" и попала под налогообложение.

Стабилизации экономики Юга России отчасти способствовало увеличение объемов финансовой помощи из бюджета РФ, которая перевалила за 294 миллиарда рублей. Доля безвозмездных поступлений от других бюджетов в доходах семи территорий превысила 60 процентов. Из них более чем на 90 процентов - в Чеченской Республике.

Наибольший рост объемов таких поступлений зафиксирован в Волгоградской и Ростовской областях, Краснодарском крае, Дагестане, Адыгее и Кабардино-Балкарии.

Уровень дотационности повысился, прежде всего, там, где зафиксирован наибольший экономический спад. Однако здесь не все так однозначно. Ведь на уровень дотационности влияет не только общеэкономическая ситуация, но и практика  распределения налогов между уровнями управления, а также бюджетные расходы субъекта федерации.

Несмотря на то, что из федерального центра пришли значительные финансовые средства на пополнение расходов региональных бюджетов, бездефицитный бюджет удалось сохранить только в одном регионе - Кабардино-Балкарии. Бюджеты остальных субъектов исполнены с превышением расходов над доходами. Общий дефицит составил 41,5 миллиарда рублей. Объем межбюджетных трансфертов увеличился из-за роста бюджетных расходов. Подобная ситуация создает предпосылки для дальнейшего роста расходов и пролонгации бюджетной несбалансированности.

Для выполнения социальных и прочих расходных обязательств властям семи субъектов пришлось занимать деньги в банках. Общая сумма кредитов превысила 33 миллиарда рублей. Погашено 22,6 миллиарда. 

Более дешевые бюджетные кредиты брали все. На 1 января 2010 года их объем составил 13,4 миллиарда рублей. Средства пошли на покрытие дефицита бюджетов.

Уменьшились расходы на увеличение стоимости основных средств (к основным  средствам относятся, в частности, здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства). Этот показатель отражает тот факт, что модернизация экономики действительно приостановилась. Увеличение затрат на эти цели в некоторых субъектах ЮФО и СКФО объясняется преимущественно бюджетными инвестициями.