Есть, наверное, некий политический символизм в том, что середина первого президентского срока Дмитрия Медведева ознаменовалась возможностью перезагрузки отношений с Украиной, которая, без сомнения, является по всем, не только географическим, характеристикам ближайшим соседом России. Такая возможность появилась после победы Виктора Януковича. Однако эта возможность и близость стран отнюдь не означают автоматизма в перезагрузке. Очевидно, что это будет непростой путь, чреватый многими трудностями и разочарованиями, однако который двум странам необходимо пройти. Стратегические интересы каждой из них требуют этого. Перезагрузить российско-украинские отношения во многих отношениях сложнее, чем, скажем, российско-американские или отношения России с ЕС. А любые неизбежные неудачи в ходе этого процесса будут вызывать болезненную реакцию с обеих сторон, способную, если ее не купировать адекватными методами, только увеличивать взаимную нервозность и недоверие.
Россия и Украина во всех отношениях находятся в разных весовых категориях и по-разному видят свое место и роль в новом миропорядке, это во-первых. С обеих сторон есть большая опасность утраты чувства равноправия и паритета, без чего невозможен процесс нормализации отношений и восстановления утраченного доверия в элитах и обществе. Во-вторых, этот процесс нельзя рассматривать как односторонний. Неправильно будет Москве только ждать действий от нового украинского президента, направленных на сближение с Россией. Москва должна быть готова к серьезному самостоятельному движению навстречу Украине в важных для Киева вопросах.
В-третьих, у России и Украины есть свои стратегические национальные интересы, которые совсем не обязательно полностью совпадают, более того, могут радикальным образом различаться. Соответственно, нужны не только понимание природы этих различий, уважение позиции партнера, но и двусторонний прозрачный механизм разрешения такого рода противоречий без потери доверия. В-четвертых, эти две страны находятся в процессе многосторонней и противоречивой внутренней трансформации практически во всех сферах своего бытия. Обе страны обладают переходной политической системой, стоят перед необходимостью радикальных реформ и модернизации, воспитания национальной политической элиты и т.д. Обе страны сегодня находятся под влиянием групп специальных интересов, которые часто выдают эти свои интересы за национальные и используют административные ресурсы для их реализации.
В-пятых, Янукович только начинает формировать свою президентскую линию. Ему придется иметь дело с сильнейшей внутренней оппозицией, имеющей мощную экономическую базу и популярность в стране. Это наверняка вынудит его пойти на многие компромиссы с тем, чтобы сохранять стабильность и управляемость в стране. Легко предсказать, что некоторые из таких неизбежных компромиссов могут негативно восприниматься в Москве. Сегодня никто вообще не знает, что из себя представляет в реальности президентская власть в Украине и насколько удастся Януковичу свою юридическую легитимность преобразовать в общенациональную политическую легитимность и поддержку.
С одной стороны, для уменьшения влияния оппозиции Януковичу, конечно, надо привезти в страну много денег, инвесторов и совместных проектов. Для этого в первую очередь ему нужна Россия, ее деньги и энергоресурсы. Украина не меньше чем Россия нуждается в модернизации, более того, структура и состояние ее экономики делают эту задачу гораздо более сложной. Если в политическом плане Украина - как показали в том числе президентские выборы - опережает Россию, то в экономическом отношении она остается позади. С другой стороны, новому украинскому президенту необходимо постараться доказать обществу, что он лучше, чем Ющенко или, скажем, Тимошенко и Тигипко, способен укрепить политическую, культурную и военную независимость Украины, а также единство страны. Совместить эти две задачи крайне нелегко.
Виктор Янукович, как известно, уже съездил в Брюссель, где заручился максимально возможной в нынешней ситуации поддержкой ЕС и подтвердил европейский выбор Украины, который был основой внешней политики его предшественника. Ему срочно надо заниматься экономикой страны, находящейся в катастрофическом состоянии. Начало этого разговора было положено на прошедшей неделе во время его встречи с президентом России Дмитрием Медведевым в Москве. Однако надо четко понимать, что Януковичу в Украине нужна экономически сильная, богатая и щедрая, но политически нейтральная и "незаметная" Москва, не ставящая его в безвыходные положения и не усиливающая и без того мощную оппозицию президенту.
При этом главные политические разногласия, которые были у Москвы с президентом Ющенко, включая права русскоязычного населения, явный раскол страны на восточные и западные области, Крым, Севастополь и т. д., не исчезли, ибо носили не персональный, а скорее системный характер. Сейчас острота некоторых из них может быть смягчена экономическими мерами, в том числе российскими инвестициями и контрактами, а другие проблемы, типа Севастополя или русского языка, могут теперь обсуждаться в примирительной тональности в поисках компромисса. С этих позиций новая украинская власть, вероятнее всего, и будет пытаться разрулить спорные проблемы, включая ситуации с энергопоставками из России, транзитными газопроводами или ценой российского газа. Скажем, газопроводы, идущие из России в Европу не через Украину, нынешняя стоимость российского газа или дальнейшая эволюция Крыма в сторону России не могут устраивать Киев.
Это отчасти противоречит интересам Москвы, которая строит трубопроводы вокруг Украины и интересуется ее экономикой в основном в смысле взятия ее под свой контроль. Россию в Украине интересуют в первую очередь политические проекты. Она видит украинскую экономику как еще одну дверь в украинское государственное строительство, отнюдь не безразличное для России. Отсюда, например, и предложение Путина о вступлении Киева в ЕТС, и жесткая позиция по поводу русского языка, более жесткая, чем в отношении, скажем, среднеазиатских стран. России нужна Украина в качестве надежного политического и желательно военного союзника и лишь потом - в качестве экономического партнера. Без уверенности в политической лояльности Украины и гарантий, что эта страна будет во внешней политике играть роль как минимум нейтрального пояса между Россией и Европой, Москва никогда не сможет чувствовать себя в безопасности.
От российских лидеров здесь требуется не только внешнеполитическая деликатность, но и умение четко держаться на позициях своих национальных интересов, не втянуться во внутренние разборки в Украине, не оказаться стороной, которую используют в чужих интересах, понимать, что им от нового украинского президента нужно сегодня меньше, чем тем от них. Но завтра все может быть наоборот. Москве важно не только ясно видеть свои реальные интересы, но и понимать мотивацию действий Януковича. Украина хочет стать политически самостоятельным и экономически успешным государством. Задача России - добиться, чтобы это государство было надежным стратегическим союзником Москвы.
По крайней мере так это сегодня видится мне из Вашингтона.