11.03.2010 00:40
    Поделиться

    Валентина Матвиенко: Государство возвращает свой долг поколению победителей

    Грядущий 65-й юбилей Победы в Петербурге, как и во всей стране, - главное событие года.

    Готовятся к нему как сами ветераны, так и те, от кого зависит сделать их сегодняшнюю жизнь достойной, то есть администрация города. Что именно делается? Об этом - губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.

    Без формализма

    Российская газета: Валентина Ивановна, как будет отмечаться в Петербурге 65-летие Победы?

    Валентина Матвиенко: Прежде всего скажу о том, чего мы всеми силами стараемся избежать, готовясь к Дню Победы. Это - формализм. В городе проживают почти 280 тысяч участников войны и блокадников. Мы провели обследование условий жизни каждого из них. Подчеркиваю - каждого, никто не был забыт. Завели электронные карточки, чтобы понимать, в чем нуждаются люди. И уже исходя из этого определяли свою работу с ними, для них.

    Серьезная проблема была с медобслуживанием. У нас есть госпиталь ветеранов войны, больница для блокадников. Оснастили их новым оборудованием, сейчас проводим диспансеризацию всех ветеранов, параллельно выявляя их основные заботы, связанные со здоровьем, медицинским уходом. Для одиноких строим социальные дома. Есть целый ряд социальных программ. Это социальное такси, которым ветеран может воспользоваться практически бесплатно и в любое время. Это служба сиделок. Служба "тревожной кнопки" - когда на вызов в считаные минуты приезжают социальные и медицинские работники, милиция, МЧС.

    РГ: Как заметил недавно в одном из интервью писатель Андрей Битов, праздник Победы - это не когда салют и поздравления, а прежде всего нормальное жилье для ветеранов, достаток в их доме, постоянная забота.

    Матвиенко: За последние годы сделано очень много для создания атмосферы уважения к старшему поколению. Мне кажется, мы в Петербурге многого в этом достигли. Климат серьезно поменялся - в сторону внимания к людям, пережившим войну и блокаду.

    С чего начинается Родина?

    РГ: Вы из поколения тех, кто родился после войны. С чем ассоциируется у вас само это слово?

    Матвиенко: Для меня война - это мой отец, Иван Яковлевич, который прошел всю войну, закончив ее в Берлине. К сожалению, он умер, когда мне было 7 лет, но я помню его рассказы. Это моя мама, которая, рискуя жизнью, 8 месяцев скрывала в подвале еврейскую семью во время оккупации. Мне рассказывали, в Израиле около мемориального комплекса Яд ва-Шем даже есть дерево, посаженное в ее честь. Родители вспоминали об этом не хвалясь, скупо. Для них главным был не их личный маленький подвиг, а то, что смогли помочь другим, своей стране. Такие понятия, как Родина, честь, всю жизнь оставались для них первостепенными.

    РГ: А для вас сегодня что значит - Родина?

    Матвиенко: Это очень емкое понятие. По-моему, никто еще не взял на себя смелость провести границы, объясняя его. А я всегда в таких случаях вспоминаю песню ленинградского композитора Вениамина Баснера к кинофильму "Щит и меч". Там есть такие слова:

    С чего начинается Родина?

    С картинки в твоем букваре...

    Наверное, ощущение Родины начинает формироваться в школьные годы, с уроков истории. Для меня Родина - это страна, в которой я выросла. Это Кремль и Красная площадь, которые я впервые увидела ребенком. Петербург, который стал для меня родным. Моя семья. Особенно остро ощущаешь все это вдали от дома. Мне довелось бывать в длительных загранкомандировках. И такая ностальгия охватывала порой!.. Когда потом возвращалась домой, даже воздух казался иным. Это трудно передать словами. У нашего рок-музыканта Юрия Шевчука так получилось в одной из песен:

    Родина.

    Пусть кричат "уродина".

    Но она мне нравится,

    Пусть и не красавица.

    В новой уже России одно время считалось немодным быть патриотом. Слава богу, эти времена прошли и сегодня происходит переосмысление таких понятий, как патриотизм и Отечество. Воспитать патриотизм можно только совместными усилиями: государства, общественных институтов, семьи.

    Долг поколений

    РГ: С семьями нынче не просто, в том смысле, что они зачастую сами по себе, к общественной жизни совершенно равнодушны, что не может не сказаться на воспитании их детей. В школе они слышат о своей стране, городе одно, дома родители говорят совсем другое...

    Матвиенко: Когда растущий человек сталкивается с подобным лицемерием, вряд ли он, конечно, вырастет патриотом. И если говорить о Победе в Великой Отечественной, о воспитании патриотизма через чувство гордости за эту Победу, то надо опять вернуться к истокам. В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война. В которой бы не воевали отец, дед, прадед. Память о тех, кто прошел эту войну, мне кажется, оказывает самое сильное влияние на воспитание у молодежи патриотических чувств. Да и в сегодняшней мирной жизни немало поводов для сплочения соотечественников. Только мы почему-то часто стесняемся говорить об этом. А страна не может быть духовной, нравственной, высокоморальной, если мы не будем говорить о патриотизме.

    Вот недавно завершилась Белая олимпиада в Ванкувере. Даже не очень близкие к спорту люди, знаю, горячо болели за российскую сборную. И все мы глубоко переживаем теперь неудачу. Нам небезразлично, как Россия выступила в Ванкувере. Это тоже патриотизм.

    РГ: И национальная программа "Жилье всем ветеранам" - это ведь тоже элемент патриотического воспитания.

    Матвиенко: Безусловно. Я считаю, государство возвращает таким образом свой долг поколению победителей. Жаль, что оно делает это поздно. Но раньше не было, наверное, возможностей. И мы сегодня активно реализуем эту программу. В Петербурге на момент выхода указа президента более 7 тысяч ветеранов нуждались в улучшении жилищных условий. Это больше, чем в любом другом регионе страны. Дело в том, что у нас действие указа распространяется также на жителей блокадного Ленинграда, которых мы сумели законодательно уравнять в правах с ветеранами. Сложность заключалась в том, что нужны были в основном однокомнатные квартиры, а на рынке жилья их в необходимом количестве просто не было. Тем не менее за полтора года ситуацию удалось изменить. 6884 человека из 7000 уже получили квартиры. Остальным выданы смотровые ордера, оформляются документы. До 1 мая, как и положено по указу президента, всех наших ветеранов обеспечим жильем.

    Но "квартирным вопросом" помощь не ограничивается. Еще 5 лет назад в городе начала работать программа "Долг". В нее включились более 200 предприятий, организаций, бизнес-структур. На выделенные ими средства покупаем ветеранам путевки в дома отдыха и санатории, обеспечиваем их бытовой техникой. Сейчас, например, приобретаем комплекты кухонной мебели для ветеранов-новоселов. Подчеркну: это деньги исключительно социально ответственного бизнеса, мы не тратим ни копейки из тех средств, которые предназначены для обеспечения ветеранов жильем.

    Уроки истории

    РГ: Выше вы коснулись школьных уроков истории. В последние годы, по мнению многих, с этим предметом учебной программы не все у нас благополучно. От иных учебников с неточными (мягко говоря) комментариями до самого преподавания, часто больше похожего на навязывание собственного мнения.

    Матвиенко: Меня подобные факты очень расстраивают. Знаете, я часто вспоминаю свои школьные уроки истории. Наверное, они были в чем-то слишком "глянцевые", может, чересчур идеологизированные. Но те мои уроки в школе дополнялись рассказами отца и мамы. Они говорили не только о тяготах войны, но и о других сторонах жизни тех лет - энтузиазме людей, их вере в светлое будущее. Мы учились любить свою страну. Сегодня часто наблюдается обратный процесс. Недавно один из петербургских телеканалов проводил опрос старшеклассников. Большинство из них не смогли сказать, кто такие Егоров и Кантария. Зато один молодой человек очень подробно рассказал о немецком летчике-асе. Вот это, на мой взгляд, страшно.

    Уже не говорю о попытках переписывания истории Великой Отечественной войны. Я категорический противник этого. Мы все время хотим кому-то угодить, что крайне негативно сказывается на обществе, на его моральном состоянии. Надо просто говорить правду, какой бы тяжелой она ни была. Известно, кто бросает камень в историю, у того нет будущего. Переписывание ее - самый опасный из камней.

    РГ: В Петербурге 76 военно-исторических музеев. Плюс к ним - школьные уголки боевой славы, где проходят встречи с ветеранами. С учетом этого наш город должен быть "впереди планеты всей" с точки зрения патриотизма, знания своей истории. Между тем соцопросы показывают, что 37 процентов петербуржцев, в основном молодежь, либо вообще не готовы ответить на вопросы о Великой Отечественной, либо считают, что мы не смогли бы победить без помощи союзников.

    Матвиенко: Меня такие итоги соцопросов очень огорчают. Ведь у каждого из нас должна быть генетическая память и генетическая гордость за ту победу. Ну не манкурты же мы, родства не помнящие!.. Нам всем надо очень серьезно задуматься. В Петербурге действует 32 поисковых отряда, силами которых в прошлом году были найдены и захоронены 957 воинов, установлены имена 16 человек. В рамках акции "Оборонная тропа" группа молодых петербуржцев провела информационные и поисковые работы на Северном Кавказе, установив там знаки в память о тех, кто сражался и погиб в этих местах. Видимо, надо еще более активизировать поисковую и военно-патриотическую работу, продумав эффективную систему поддержки тех организаций, которые участвуют в патриотическом воспитании. Надо развивать, конечно, и общественные молодежные движения соответствующего направления.

    РГ: Своего рода данью памяти павших стали георгиевские ленточки. Их раздают бесплатно в майские предпраздничные дни. Знаю, что в Петербурге вы одной из первых завязываете такую ленточку на своем жакете.

    Матвиенко: Меня радует отношение петербуржцев к самой теме памяти о подвиге нашего народа в Великой Отечественной. Приведу такой пример. Институт социологии РАН проводил опрос горожан, участвовавших в акции "Георгиевская ленточка". Подавляющее большинство считает, что такие акции нужны, причем наибольшую поддержку эта акция нашла у молодежи - 68%.

    Для меня эта ленточка - символ мужества моего отца, его друзей и знакомых, всего нашего народа.

    Поделиться