11.03.2010 00:27
    Поделиться

    В России большинство осужденных милиционеров остаются на свободе

    Реформа МВД, объявленная руководством страны, может оказаться пустым звуком, если сотрудники милиции, совершившие преступление, останутся безнаказанными.

    Так считают не только профессиональные правозащитники и адвокаты, но и большинство наших сограждан - об этом свидетельствуют различные соцопросы.

    В очередной раз всколыхнул общественное мнение "удивительный" приговор, вынесенный в Ставрополье двум милиционерам. Речь идет о нашумевшем "деле Димы Медкова".

    Этого 17-летнего парня из села Китаевского Александровского района Ставропольского края арестовали пять лет назад по подозрению в убийстве его 14-летней сестры Татьяны. Девочка исчезла из дома, и после безуспешных поисков милицейским сыщикам пришла в голову "замечательная" идея, как избежать "висяка", то есть - нераскрытого преступления. А заодно и повысить раскрываемость родного подразделения (на милицейском жаргоне - "срубить палку"). Начальник уголовного розыска Новоселицкого РОВД Сергей Каргалев и его подчиненный, оперуполномоченный Алексей Михнев решили все повесить на родного брата пропавшей Тани - то есть на Дмитрия Медкова. Для большей убедительности привлекли его друга - Алексея Хиленко. Можно себе представить, как выбивали в милиции признания из этих парней. Не выдержав пыток, Дима "признался" во всем - в убийстве сестры, расчленении ее трупа, часть которого сжег в бане, а другие останки утопил в реке за огородом. Если бы потребовалось, назвался бы и людоедом - но, видимо, у ментов просто не хватило на это фантазии. Алеша Хиленко весь этот бред подтвердил как свидетель - в милиции умеют убеждать. В итоге "убийцу и расчленителя" Медкова суд осудил, но отправил его не в колонию, а на принудительное лечение в закрытую психбольницу.

    А спустя три года Татьяна объявилась - живая и невредимая. У нее все замечательно - вышла замуж в Дагестане, родила ребенка. Разумеется, Диму пришлось отпустить. Надо ли говорить, что парень вышел из "медучреждения" совсем другим человеком - с искалеченной психикой, подорванным здоровьем и, по сути, сломанной судьбой?

    Милиционеры Сергей Каргалев и Алексей Михнев свою вину не признали и продолжали трудиться на ниве защиты граждан от преступности. Суд приговорил каждого из них к трем годам лишения свободы условно. То есть, за пытки, которые они фактически применили, им всего лишь погрозили пальцем.

    Остались безнаказанными и другие правоохранители, занимавшиеся "делом Медкова". Следователь прокуратуры Алексей Анищенко и прокурор Геннадий Кошкидько после того дикого случая пошли на повышение, а когда разыгрался конфуз - тихо ушли в тень, уволившись из органов по собственному желанию. Судья Юрий Иванов, отправивший в психушку безвинного юношу, отделался легким испугом - якобы ему сделали какое-то замечание по судебной линии. Ни одного из них не смутило отсутствие любых вещественных доказательств, в том числе - останков трупа, результатов экспертиз, анализа ДНК. Не было вообще ничего, только "признательные показания" забитого до полусмерти Димы и такое же "свидетельство" Леши.

    Возможно, под давлением общественности суд изменит свое решение и преступники в милицейских погонах сядут реально. Но и это - слабое утешение, если справедливые судебные решения принимаются не автоматически, а только на волне "народного кипения". Кто знает, не ушел ли бы от пожизненного срока майор-убийца Евсюков, если бы его стрельба в супермаркете не получила столь широкую огласку?

    Это - не риторический вопрос. Известно немало случаев, когда милиционерам за убийства давали условный срок.

    Например, был приговор Борзинского городского суда Читинской области, впоследствии обжалованный и отмененный усилиями правозащитников. Лейтенанту милиции Филиппову дали один

    год и шесть месяцев лишения свободы условно за убийство читинского автомобилиста Виктора Коктышева.

    Этот милиционер досматривал с коллегой автомобиль и махнул рукой водителю другой проезжавшей машины, требуя остановиться. Но так как жезла в руке не было, водитель просто не понял, что жест гаишника относится к нему, и проехал мимо. И тогда сотрудник милиции остановил его радикальным способом - обстрелял удалявшуюся "Волгу" из автомата. Прицельно. Пуля пробила заднее стекло и попала в шею Виктору Коктышеву. У погибшего 47-летнего Виктора были жена и трое детей.

    Примеров такой странной судебной гуманности - сотни. "Простой" воришка за мешок картошки может реально сесть на годы за решетку. А убийца в милицейских погонах - всего лишь потеряет место службы. Для многих из них это не большая потеря: "запасные позиции" уже давно подготовлены. Правозащитники утверждают, что условные осуждения получают до 90 процентов милиционеров-преступников.

    Вот статистика только из одного региона - Пермского края. В 2007 году здесь были осуждены судами за применение насилия и спецсредств (статья 286, часть 3 УК РФ) 11 сотрудников правоохранительных органов, из них условно - 8 человек. В 2008 году - 14 сотрудников, условно - 13. За 9 месяцев прошлого года пермскими судами за преступления коррупционной направленности, то есть - за взятки и "крышевание", осуждены 20 сотрудников правоохранительных органов, из них 18 - опять же условно.

    Такой судейской доброте удивляется начальник Департамента собственной безопасности МВД России Юрий Драгунцов. По его словам, иные решения судов обесценивают кропотливую работу милицейской контрразведки. Да и просто дискредитируют ее - какой смысл выискивать коррупционеров, садистов и предателей, если они, по сути, остаются безнаказанными.

    досье "рг"

    В конце января на Мичуринском проспекте столицы пьяный следователь СКП насмерть сбил женщину, которая переходила дорогу по "зебре". Мосгорсуд приговорил лихача за убийство к условному сроку. По закону, такое преступление карается семью годами лишения свободы. Но виновный выплатил родственникам миллион рублей и те на тюрьме не настаивали.

    Обвинительный приговор двум инспекторам ДПС ГИБДД, жестоко избившим водителя и его мать, вынесен в Самаре. Гаишники патрулировали улицы на частном автомобиле и "проучили" владельца машины, который не остановился по их требованию. На суде они признали свою вину, раскаялись и в результате отделались условным наказанием и увольнением из органов.

    В Саратовской области нетрезвый сотрудник Базарно-Карабулакского РОВД на автомашине ВАЗ 2121 сбил насмерть двухлетнюю девочку. Суд назначил ему - два года условно. Прокуратура района не согласилась и опротестовала такое решение. В результате милиционер оказался на два года в колонии-поселении.

    В Свердловской области 36-летний сотрудник милиции Рушат Кутлуяров в пьяном состоянии задавил насмерть на своем автомобиле первоклассника и его бабушку. И тоже получил условный срок. Свердловский областной суд отменил этот приговор по кассации прокуратуры.

    Поделиться