В сочинительском марафоне Пушкин-лицеист вышел в финал со стихотворением о розе

Поэтический бум в Царскосельском лицее начинался с запрета писать стихи, а продолжился сочинительским марафоном на уроке словесности. В финал вышел 12-летний Пушкин.

Роза

Где наша роза?

Друзья мои!

Увяла роза,

Дитя зари!..

Не говори:

Вот жизни младость,

Не повтори:

Так вянет радость,

В душе скажи:

Прости! жалею...

И на лилею

Нам укажи.

Александр Пушкин

1815 г.

Из летописи жизни и творчества А.С.Пушкина: "Март 1812 года. Кошанский после лекции обращается к ученикам с предложением описать розу стихами. Пушкин сочиняет два четверостишия, которые всех восхищают (не сохранились)".

Представим на минуту этот мартовский день 1812 года. Никто не ведает о том, что скоро начнется война и мимо окон лицея потекут на запад полки. В дворцовом парке еще лежит снег. По утрам мороз рисует на окнах причудливые цветы, которым нет названья. Не эти ли цветы на окнах, не тоска ли по теплу и весне навели 30-летнего преподавателя словесности Николая Кошанского на мысль дать лицеистам задание написать о розе?

Надо сказать, что до той поры лицеисты писали стихи в основном украдкой, по ночам. Сочинение стихов начальством запрещалось, а тут вдруг их разрешают писать на уроке!

Пущин вспоминал (сорок лет спустя!): "Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, когда окончивши лекцию несколько раньше урочного часа, профессор сказал: "Теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами". Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочел два четверостишия, которые всех нас восхитили. Жаль, что не могу припомнить... Кошанский взял рукопись к себе..."

Очевидно, все почувствовали что-то необычайное, невероятное в том, как появились эти первые пушкинские стихи: на глазах у всех, из ничего, из ниоткуда. Это были не просто складные вирши, а что-то особенное.

Написанные на уроке пушкинские четверостишия превосходили ожидаемое Кошанским, вот он и унес их с собой как памятную драгоценность. Очевидно, тут был и педагогический момент: профессору не хотелось, чтобы Пушкин сильно задирал нос.

Когда в 1814 году Кошанский дал лицеистам задание описать по-французски свой внешний и духовный портрет, пятнадцатилетний Пушкин себя не пощадил:

Нет, не родился тот крикун,

Тот говорун Сорбонны,

Что был бы более болтун,

Чем ваш слуга покорный...

Вскоре он пишет послание друзьям "Роза". Это уже не импровизация, а выношенное произведение с глубоким, если не таинственным смыслом, за которым стоит неплохое знание юным автором Евангелия, где Господь говорит: "Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них... Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам".

E-mail: dmitri.shevarov@yandex.ru