В 2010 году проезд по федеральной автомагистрали М-4 "Дон" на обходах Богородицка, Ефремова (оба - Тульская область) и Задонска (Липецкая) должен стать платным.
Вместе с обходом липецкого райцентра Хлевное - где деньги взимают уже три года - "коммерческими" будут 108 из 1517 километров трассы. А к 2015 году на платную основу переведут сорок процентов дороги из Москвы в Новороссийск.
Предполагаемая стоимость проезда - от одного до четырех рублей за километр в зависимости от грузоподъемности машины. Не исключено, что для ряда категорий водителей будут установлены льготы. Так, на обходе Хлевного бесплатно пропускают автомобили с липецкими регистрационными номерами.
На заработанные деньги планируется продолжить реконструкцию трассы, что важно для организации Олимпиады в Сочи. Необходимо расширение полотна, строительство ряда участков, мостов и развязок, а также развитие придорожной инфраструктуры.
Напомним, в феврале воронежский губернатор Алексей Гордеев сообщил, что в текущем году платным может стать проезд по М-4 в пределах области. Однако эта информация не подтвердилась.
- Пока готовится документация для того, чтобы к маю передать всю трассу в доверительное управление "Автодора", - пояснил корреспонденту "РГ" начальник ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Василий Говоров. - Эта госкомпания будет отвечать за реконструкцию магистрали и постепенный перевод отдельных участков на платную основу. Трассу предстоит строить еще лет пять, и "Автодор", в отличие от нас, сможет задействовать не только бюджетные, но и заемные деньги, привлечь инвесторов.
"Коммерциализацию" трассы "Дон" активно обсуждают и обыватели, и специалисты. Первых беспокоит возможный рост цен на доставленные по этой дороге товары. Вторых - состояние альтернативной дорожной сети. Ведь согласно федеральному законодательству платные проезды должны дублироваться. "Запасной" путь может быть несколько длиннее, но должен выдерживать поток экономных водителей.
В управлении автодорог и дорожной деятельности Воронежской области рассказали, что трассы региона с ежегодно растущей интенсивностью движения пока справляются. Судя по опыту Хлевенского участка М-4, транспортная нагрузка на дублеры увеличивается на 20-30 процентов. Но эксперты подчеркивают: готовить альтернативный коридор надо заранее.
Как отметил директор одной из проектных организаций Александр Мажаров, для полноценного дублирования М-4 в регионе нужно строить восточный обход Воронежа, реконструировать и ремонтировать участки ряда дорог, в том числе местного значения.
Главный дублер в пределах области - региональная дорога Воронеж - Луганск. За последние десять лет удалось реконструировать небольшие ее отрезки, но федеральное финансирование сократилось… Чтобы отделать те участки, на которые уже есть проектно-сметная документация, нужно порядка 2,5 миллиарда рублей. А комплексная реконструкция потребует непосильных для региона затрат - 4,3 миллиарда. Поэтому по предварительной договоренности с минтрансом до конца года эту дорогу передадут в федеральную собственность.