Выдающийся футуролог Элвин Тоффлер - пожалуй, главный в мире "специалист по грядущему" - однажды заметил, что сегодня не может существовать передовых экономик, а могут существовать только передовые общества.
Успех экономической и технологической модернизации принципиально зависит от того, насколько общество проникнуто инновационной культурой. Насколько сложны и умны социальные и политические институты. Насколько система и качество управления заточены на развитие "человеческого капитала" и поддержку инноваторов, берущих создание будущего в свои руки. Ведь производству технологий, продуктов и знаний, "меняющих мир", предшествует человеческое желание менять мир и самому постоянно развиваться, меняться, добиваться успеха.
Именно поэтому в 2008 году в своей речи в связи с вступлением в должность президента России Дмитрий Медведев определил в качестве важнейшей задачи своего президентства "создание новых, самых широких возможностей для самореализации граждан - граждан, свободных и ответственных как за свой личный успех, так и за процветание всей страны".
Мы считаем, что совершенствование политической системы - одно из самых важных направлений в достижении этой цели, а значит, и в успехе модернизации. И за последние два года многое удалось сделать. Приняты важнейшие решения по повышению эффективности власти, усилению ее ответственности. Власть стала более открытой для общества, улучшились возможности для политического участия и самореализации граждан, а также гарантии политического представительства всего многообразия общественных интересов.
Что особенно важно - изменения, которые произошли по инициативе Дмитрия Медведева, показали свою эффективность во время глобального экономического кризиса. Многие государства мира оказались в крайне тяжелом положении из-за проблем в экономике. Наша же политическая система не просто выстояла, но продолжает развиваться, усложняться, меняться для того, чтобы соответствовать уже новым - посткризисным, модернизационным - задачам развития. Все это во многом заслуга именно президента России.
Главная формула
Главная формула политических преобразований президента Медведева - рост конкуренции и ответственности.
Созданы условия для прихода во власть новых людей - профессиональных руководителей. По инициативе президента был сформирован кадровый резерв, куда вошли ведущие управленцы страны. Начинает работать норма об обязательной ротации партийных кадров. Важные изменения коснулись процедуры формирования Совета Федерации. Теперь сенаторы будут делегироваться в Совет Федерации только из депутатского корпуса субъекта Российской Федерации. А это значит, что выдвижению должны будут предшествовать выборы. Такое решение делает процедуру формирования более понятной и прозрачной. Кроме того, повышается ответственность самих кандидатов, ведь они сначала должны избираться в законодательные собрания.
Отменен избирательный залог. На очереди принятие решений об освобождении партий, имеющих фракции в региональных парламентах, от сбора подписей для участия в региональных выборах.
На рост конкуренции, качество обсуждения и принятие решений большое влияние оказывает развитие политической дискуссии. Законодательно обеспечено равенство парламентских партий при освещении их работы в СМИ. Растет роль и активность работы Общественной палаты, институтов гражданского общества.
Барьер представительства политических партий в Госдуме, а теперь и в региональных законодательных собраниях фактически снижен до 5 процентов. Теперь любая политическая сила, преодолевшая этот барьер, получает возможность не просто делегировать в парламент одного представителя, но получает все права фракции, имеет возможность серьезно участвовать в обсуждении и принятии решений. Другое дело, чтобы влиять на политику более серьезно, чтобы иметь большую и многочисленную фракцию, все равно нужно набирать более 7 процентов голосов избирателей. Но это разумно, поскольку сохраняет стимулы для развития политических партий, для их активности в поиске поддержки и отстаивании интересов широких слоев избирателей.
Снижены требования к численности политических партий, что крайне важно и для них самих, и для избирателей. Самим малым партиям нет нужды искусственно надувать свою численность. Избиратели могут быть более спокойны, что близкая им политическая организация не исчезнет. Быть может, смогут возродиться некоторые из бывших политических партий, которые ранее, к сожалению, не имели достаточной численности и поддержки в обществе, а потому лишились регистрации. Впрочем, это может произойти только в том случае, если они действительно имели и не растеряли до сих пор своих потенциальных сторонников. С другой стороны, возрастают собственные возможности людей создать новую партию снизу. Это должно заставить более активно работать и в хорошем смысле напрягать всех нынешних участников партийной системы, не давая им застояться. Возможности политической конкуренции растут, а значит, все намного лучше должны понимать всю опасность потери связи с реальностью и с людьми.
Реализация президентских инициатив уже способствует повышению политической активности. Недавно две партии - "Единая Россия" и "Справедливая Россия" - подписали коалиционное соглашение о сотрудничестве. По сути, такое происходит впервые в истории современной России и свидетельствует о развитии демократических институтов и современной политической культуры.
Другой пример. На региональных выборах, которые пройдут в ближайшее воскресенье - 14 марта, по сравнению с предыдущими выборами в октябре 2009 года вырос на муниципальном уровне процент выдвижений кандидатов от оппозиционных партий. В октябре КПРФ выдвинула своих кандидатов только на 12% мандатов глав и депутатов в органах местного самоуправления, "Справедливая Россия" - на 9,2%, ЛДПР - на 8%. Сегодня же мы видим уже несколько иные цифры: КПРФ - 13,1%, "Справедливая Россия" - 12,3%, ЛДПР - 11,5%. Можно говорить о росте конкуренции между партиями на муниципальном уровне власти. Он ближе всего к людям, и здесь крайне необходимы эффективные и профессиональные кадры.
Приоритет - ответственность исполнительной власти
Повышение ответственности в работе исполнительной власти является важнейшим направлением преобразований политической системы, усиления роли политических партий.
Партии, победившие на выборах, получили право выдвигать кандидатуры для наделения полномочиями главы региона. Тем самым система наделения полномочиями глав регионов приобрела политическую стройность, ее логика стала прозрачнее для граждан и эффективнее с точки зрения взаимодействия властей. Любая партия, предлагая кандидатуру на должность главы региона, всегда будет понимать свою политическую ответственность перед гражданами на следующих выборах. Всегда будет стараться опираться на профессионалов и не допустить того, чтобы ее представитель работал плохо. Во всем мире такая система работы региональной власти считается наиболее оптимальной.
Возможно, в перспективе нам следует еще больше приблизить к людям систему выдвижения кандидатур губернаторов партией большинства. И одновременно придать дополнительный смысл и большее значение консолидации власти. Для этого было бы разумно, чтобы сроки полномочий региональных законодательных собраний и губернаторов были синхронизированы. Тогда избиратели, приходя на региональные выборы в заксобрания и голосуя за ту или иную партию, не только оказывали бы поддержку ее политической программе, но и понимали, что именно эта партия (или же коалиция партий) буквально на следующий день (а не через год или через два) внесет на рассмотрение президента кандидатуры главы региона.
Это повысит доверие и интерес людей к выборам в региональные законодательные собрания. Приведет к тому, что избиратели фактически будут одобрять в ходе избирательной кампании не только кандидатов в депутаты, но и кандидатов в губернаторы. Ответственность политической партии перед гражданами на следующих выборах и за свою работу, и за работу исполнительной власти также стала бы более очевидной.
Необходимы и иные меры повышения подотчетности и ответственности исполнительной власти перед людьми. Так, представительные органы местного самоуправления получили возможность более действенно контролировать, а при необходимости - и отстранять от должности руководителей муниципалитетов.
Уже с этого года активно заработает система регулярных отчетов глав регионов перед региональными законодательными собраниями. Возможность выставить свои оценки работе региональной исполнительной власти получат не только депутаты той партии, которая выдвигает кандидатуру губернатора, но и представители оппозиции. Эта норма - естественное продолжение инициированной Дмитрием Медведевым в 2008 году принципиальной конституционной поправки, усиливающей ответственность правительства перед Федеральным Собранием и вводящей норму обязательного ежегодного отчета правительства России перед Государственной Думой.
Чтобы каналы обратной связи между властью и обществом работали лучше, можно использовать и иные дополнительные возможности. В январе этого года по инициативе Дмитрия Анатольевича Медведева заседание Госсовета прошло в формате большого и серьезного разговора с участием представителей всех политических партий. Этот опыт разумно использовать и в регионах. Помимо отчета губернатора перед региональными законодателями, может быть, стоит предусмотреть возможность проведения ежегодных региональных общественно-политических совещаний с участием всех, а не только парламентских партий, а также представителей гражданского общества.
Два года стабильного десятилетия
В марте нынешнего года мы отмечаем не только двухлетие президентства Дмитрия Медведева, но и еще одну важную и знаковую дату - 10 лет с момента избрания Владимира Путина президентом России.
В инаугурационной речи 2008 года Дмитрий Медведев особо подчеркнул, что, начиная с 2000 года, за предыдущие восемь лет был создан мощный фундамент для долгосрочного, свободного и стабильного развития страны. Именно опираясь на эту уникальную базу и развивая ее, мы должны сделать все, чтобы Россия стала одной из лучших стран мира, лучшей - для комфортной, уверенной и безопасной жизни наших людей.
Те преобразования, которые произошли за последние два года, не могут быть правильно поняты без тех лет, которые их готовили. И не могут быть отделены от тех задач, которые стояли и стоят перед нами на перспективу. Сегодня кое-кто все это подчас забывает, но надо помнить, в каком непростом положении находилась страна на рубеже предыдущего десятилетия.
На Северном Кавказе шла неприкрытая агрессия против России. В правовом и политическом плане Россия представляла собой "лоскутную" территорию самостийности регионов. Значительная часть экономики контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. Государственная власть была малоэффективна, а многие государственные институты были просто парализованы и фактически были приватизированы клановыми и корпоративными группами интересов. После шока реформ начала 90-х годов страна еще раз получила тяжелейший удар дефолта 1998 года. Треть населения страны полностью обнищала и находилась за гранью прожиточного минимума. Неизбежным следствием этого печального положения дел были, к сожалению, ухудшение здоровья населения, демографический кризис, рост коррупции, преступности, пренебрежение к закону и крайне низкий уровень взаимного доверия в обществе.
В этих непростых условиях пришлось, в первую очередь, просто-напросто спасать страну, вытащить ее из кризиса, не дать России расколоться на части. Нужно было фактически по кусочкам собирать, возрождать нормальную сильную государственность, суверенитет страны. Нужно было сделать так, чтобы Россия перестала быть страной бедных людей. Потому что бедное общество не может создать мощную современную экономику и построить развитую демократию. Государство должно было - просто обязано было! - безусловным образом и в первоочередном порядке поднимать уровень жизни людей, возвратить обществу долг социальной справедливости за лишения и несправедливости радикальных реформ и приватизации 90-х годов. Потому что без этого, без такой морализации социальной и экономической ситуации в стране просто невозможно было бы говорить о решении новых задач долгосрочного развития России.
Годы ушли на то, чтобы решить эти вопросы, создавать нормальную и достаточную основу для преобразований сегодняшнего дня. Теперь же наступает новый этап. Теперь он подготовлен и возможен. Лидеры государства видят продолжение развития страны в реализации стратегии инновационного развития - стратегии, опирающейся на реализацию человеческого потенциала, на эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Политика модернизации, которая сейчас набирает силу, базируется на этих стратегических целях и политических ценностях.
Мы, в отличие от оппонентов, как раз всегда помним об этом. В следующем году мы отметим еще одну дату - 10-летие создания нашей партии - партии "Единая Россия". Партии, которая все эти годы работала как раз на то, чтобы сделать Россию единой и сильной для того, чтобы страна могла поставить перед собой и реализовать принципиально новые задачи развития в XXI веке.
В том числе и поэтому мы лучше других понимаем, что меняться и соответствовать современным политическим стандартами должны в первую очередь мы сами. Наши же оппоненты зачастую не могут и не хотят менять себя.
"Единая Россия" была и остается на протяжении последнего десятилетия одним из важнейших институтов стабильности. В новых условиях партия должна стать главным политическим "институтом развития" и лидером модернизации.
Что такое умная политика
Мы уверены, что сможем стать такими лидерами. Нашей идеологией было и остается постепенное, спокойное и уверенное развитие страны, постоянное производство и накопление улучшений. В социально-экономической сфере - это накопление социальной справедливости в рыночной экономике. В развитии общества - это накопление творчества, инноваций, морали и ценностей. Накопление человеческого и социального капитала.
В политике - это накопление демократии и доверия к политическим институтам и процедурам и в первую очередь к выборам. Вот почему, в частности, мы неприемлем методов наших оппонентов, которые, руководствуясь своими сиюминутными интересами и стараясь оправдать свои неудачи, все время фактически пытаются подорвать сам институт выборов. При этом забывая, что единственный источник власти у нас - народ. И нужно уважать его мнение.
Уверенное и постепенное развитие мы будем отстаивать, как бы кому ни хотелось раскачать ситуацию. Политическое развитие - это постоянные и непрекращающиеся изменения. Настойчивое, но без рывков и разрывов улучшение того, что есть. А вовсе не попытки придумать некую идеальную утопию и ввести ее завтра к полудню. Наше представление о модернизации противостоит в политике идеям радикализма, революционных ломок, большевизма. Противостоит предложениям попрыгать в пропасть независимо от того, куда именно - в якобы светлое будущее или в отжившее прошлое - пытаются тянуть страну авторы подобных идей. Никто не любит спекулянтов, сделавших успех без труда и благодаря мошенничеству. Мы все предпочитаем того, кто накапливает и преумножает капитал, растит его и передает потомкам.
Эволюционность, постепенность, разумность перемен, о необходимости чего постоянно говорят и президент Дмитрий Медведев, и лидер нашей партии Владимир Путин, означает, что в наши планы не входит третья за последние сто лет российской истории потеря государства. Мы стоим на страже интересов всего общества и видим в этом одну из главных своих задач.
Джеймс Бьюкенен, лауреат Нобелевской премии по экономике, получивший эту награду за вклад в теорию принятия государственных и политических решений, как-то отмечал: "Реформы существующей системы имеют смысл только тогда, когда они содействуют проведению политики, понятной простым мужчинам и женщинам".
Понятной и поддерживаемой теми самыми свободными и ответственными гражданами, которые, как справедливо сказал два года назад вступая в должность президент Медведев, как раз и создают "высокое достоинство нации и являются источником силы государства".