Репертуар недели разнообразили женский праздник, старт документального сериала Леонида Парфенова и Алексея Иванова "Хребет России", "Веселые ребята" в цвете и 70-летие Григория Горина.
Отдельной строкой - триллер грузинской телекомпании "Имеди" о вероломном нападении РФ на Грузию.
Мужчина как подарок женщине
В этот день все поют славу женщине. Прежде всего своей, затем - всем остальным. И ТВ - в том числе. Оно особенно старается.
Оно знает, что самый приятный подарок для женщины - это мужчина. Ну и так сложилось исторически, что этот мужчина - Андрей Миронов. По той простой причине, что он родился аккуратно 8 марта. Это - хороший повод, чтобы показывать художественные фильмы и спектакли с его участием, документальные картины, ему посвященные, чтобы давать нарезки с его эстрадными номерами и т.д.
На сей раз ничего этого не было. Почти не было. "Культура" порадовала получасовой программой "Браво, артист". Канал "Ностальгия" извлек из архивного фонда документальную ленту Алексея Габриловича "Андрей". И это все. Если, разумеется, не считать бенефиса Ларисы Голубкиной, которая родилась аккуратно 9 марта. Дата выпала юбилейная, и, понятное дело, имя покойного супруга звучало в этот день многажды.
ТВ, как подобает в таких случаях, оказалось щедрым: программа "Бенефис Ларисы Голубкиной", документальный фильм "...Я тебя никогда не забуду", фильм "Гусарская баллада", ток-шоу "Линия жизни". В процессе было сказано много добрых и сердечных слов, хотя кое-где вылезли острые углы взаимоотношений внутри семьи.
Показали, как зашел в гости к юбиляру Андрей Малахов. Видимо, чтобы поднять престиж именинницы в глазах народных масс. Гость по-отечески приобнял хозяйку и на прощание ободрил ее советом. Вы, говорит, сделайте макияж, приоденьтесь, спуститесь в гастроном и громко попросите у продавщицы 20 презервативов, чтобы все ахнули.
От такого юмора Андрей Миронов, думаю, в гробу шевельнулся, а его здравствующих друзей - несколько передернуло. Смутил он и Ларису, но она его проглотила.
Женщина как подарок самой себе
...Есть и другой традиционный подарок, который преподносится женщинам в этот день, - это женщина. Красивая и успешная. Причем в разных областях жизнедеятельности: на эстраде (Патрисия Каас и Ирина Аллегрова), в сельском хозяйстве ("Кубанские казаки"), в сфере статистики ("Служебный роман")...
Всех женских подвигов не перечислишь. Но едва ли не самым впечатляющим надо признать тот, который совершают девицы, вытаскивающие себя за волосы из болота проституции.
Можно было бы в связи с этим вспомнить "Воскресение" Льва Николаевича Толстого, а затем и одноименный фильм Михаила Швейцера.
Но телевидение предпочитает вспоминать 20-летней давности "Красотку". И я понимаю ТВ. Голливудская картина проще и изящнее. А так, все то же самое, если иметь в виду сюжетную схему: проститутка сама возвышается нравственно и оказывает благотворное моральное влияние на того, кто ее полюбил.
У меня сложилось впечатление, что показ "Красотки" с Джулией Робертс и с Ричардом Гиром - это такая же обязательная приправа к женскому празднику, как фильм "Офицеры" - к мужскому, а "Ирония судьбы" - к Новому году.
В чем тут дело? Не я один недоумеваю. Мне пришлось однажды услышать довольно резкую оценку картины со стороны государственного мужа, озабоченного падением нравственности у подрастающего поколения. С его точки зрения, "Красотка" талантливо приукрашивает непристойную профессию и популяризирует ее.
Между прочим, 125-й показ ее накануне праздника собрал снова большой рейтинг. Мой ответ на вопрос: в чем тут дело, - прост и вполне банален. Миллионам телезрителей греет душу идея женского реванша. Даром, что ли, особенно приятно смотреть эпизод, где героиня Джулии Робертс посещает дорогой магазин одежды, в котором ее день назад унижали и в котором теперь обихаживают и облизывают со всех сторон.
Вся история эмоционального торжества девушки с панели насаживается на архетипическую коллизию Золушки плюс звездная пара голливудских артистов - вот собственно и весь секрет неувядаемости "Красотки".
Неувядаемость же раскрашенных "Веселых ребят" довольно сомнительна. Радость энтузиастов лакокрасочных технологий в современной киноиндустрии оказалась преждевременной. Хотя не исключено, что мы имеем дело с разовой неудачей. Может, просто мастера торопились со сдачей работы в срок и схалтурили. По ходу просмотра ловил себя на мысли, вернее, на чувстве, что передо мной старая цветная картина, снятая на некачественной и к тому же плохо сохранившейся пленке. Кажется, что она местами порыжела, пожухла. Видно, как цвет выдает мертвечину декоративной натуры, нарисованные задники, старит героев...
Сбылась очередная мечта человечества: из "Веселых ребят" получилась современная картина, но только плохо снятая.
На самом деле тайна неувядаемости художника и его создания в другом. В способности быть во времени и над временем одновременно. Это удалось в полной мере Григорию Горину.
Помнить Горина
В день рождения Григория Горина пришлось вспомнить, что автора "Мюнхгаузена" с нами нет уже 10 лет. Ведь этот промежуток времени по нынешним меркам - вечность. Но кажется, что он с нами, среди нас, что он никуда не уходил.
Так кажется потому, что живы его герои, его пьесы и фильмы.
Так кажется потому, что он на долгие годы вперед определил отношение к вечным ценностям. Но дело не только в том, что он подтвердил эти ценности; он их защитил от эрозии своей романтической иронией. Она была его универсальным и безотказным оружием.
Среди других хороших передач о нем я бы отличил ту, что прошла на Первом канале - "Последняя шутка Григория Горина". В ней было замечено, что слишком часто автор шутил над Смертью. Действительно, почти в каждом своем творении он позволял себе пренебрежительное отношение к ней. В "Мюнхгаузене", кажется, у героя вырывается: "Господи, как надоело умирать!" В "Свифте" он репетирует свое расставание с лучшим из миров.
Его Свифт на генеральной репетиции своих похорон объясняет актерам:
- Вы склонитесь надо мной... Подойдет доктор, составит протокол... И все - после этого я исчезну... Совсем!..
- И не выйдете на аплодисменты?
- В этот раз нет.
10 лет назад кто-то горько отпустил: "Шутил, шутил над ней и дошутился".
Вроде бы он и в самом деле ей проиграл в этом философском поединке.
Спустя 10 лет так не кажется. Хотя бы потому, что мы его помним, и его герои снова и снова выходят на аплодисменты.
***
А что касается нападения РФ на Грузию, разыгранное в эфире телекомпании "Имеди", то оно оказалось тоже шуткой. Правда, циничной. К тому же это - чистой воды плагиат. Идея позаимствована из радиопостановки Орсона Уэллса (1938 г.) - "Война миров".
- Украсть нетрудно, положить на место - вот в чем вся штука, - говаривал один из героев Булгакова.