В Ростовской области разгорается скандал вокруг школьной дедовщины. Случившееся в маленьком городе Цимлянске вполне могло бы стать иллюстрацией к нашумевшему сериалу "Школа". Однако там хоть и жесткое, но все-таки кино, а здесь - реальная жизнь.
Восьмиклассница Влада на глазах у сверстников избила 13-летнюю Катю. Самое ужасное, что никто из ребят даже не подумал защитить девочку. Напротив, достали мобильники и стали снимать на видео. Хотя, может быть, и именно поэтому об избиении на школьном дворе все-таки узнали. Общество всколыхнулось. В Цимлянск выехали представители прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, органов внутренних дел, министерства образования и центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Владу привлечь к уголовной ответственности не удалось: ей нет шестнадцати. Единственное, что ей грозит - спецшкола закрытого типа. Что же касается других школьников, то они, похоже, до конца так ничего и не поняли.
Случай в Цимлянске - не прецедент, даже в пределах Ростовской области. Буквально месяц назад вынесен приговор директору школы N 3 города Миллерово, который скрывал беспорядки, творившиеся в одном из пятых классов. Здесь одноклассники выбрали в жертву тихоню Сережу и тоже снимали все свои издевательства над мальчиком. "Видеоклип" разошелся по школе. Естественно, о нем узнали учителя, которые и доложили обо всем директору.
Реакция директора оказалась странной: Николай Архипов вместо того, чтобы поднять на ноги милицию и как минимум наказать обидчиков, предложил быстро собрать все видеозаписи и уничтожить их - чтобы ужасные подробности школьной жизни, не дай бог, не вышли за пределы "храма знаний". Его больше беспокоило сохранение хорошей репутации учебного заведения, чем судьба ребенка.
Но родители Сережи пошли в прокуратуру. Как рассказал руководитель Миллеровского межрайонного следственного отдела Андрей Барашев, следователи успели перехватить единственный оставшийся телефон с видеозаписью. Директора обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями. Возбудили уголовное дело. Приговором суда Архипов был признан виновным и получил два года лишения свободы условно.
Школьников, которые участвовали в преступлении и которым едва исполнилось по 11 лет, поставили на учет в инспекции несовершеннолетних. А Сережу перевели в другую школу. Родители пытаются сделать все, чтобы он забыл о том, что было.
Почему же стало возможно подобное? Кто мог защитить бессловесного Сережу и шестиклассницу Катю от издевательств? Омбудсмен по правам ребенка в Ростовской области Алла Васильева сказала, что, если подростка притесняют, он может сам обратиться за помощью. Оказывается, защитников у детей предостаточно: сам уполномоченный, комиссия по делам несовершеннолетних по месту жительства, школьный инспектор, который, по идее, всегда должен быть в курсе того, что происходит с учениками.
Но это только на бумаге. На деле все совсем иначе. Омбудсмен далеко - ехать за триста километров в областной центр, чтобы попасть на прием, для жителей глубинки - задача не из простых. Комиссия по делам несовершеннолетних у многих ребят и их родителей ассоциируется с милицией, с которой не у каждого есть желание связываться.
- Уверена, будь в этих школах школьный инспектор, такого бы просто не могло произойти, - говорит прокурор Ирина Черкасова.
Но, как выяснилось, в Цимлянске, где более тридцати школ, нет ни одного школьного инспектора. Как не было его и в миллеровской школе N 3.
Два года назад о введении института школьных инспекторов в Ростовской области не сообщил разве что ленивый. Об этом эксперименте говорили все чиновники: от мала до велика. И действительно, в 142 крупных школах полный рабочий день стали работать люди в милицейской форме. Позже количество учебных заведений, где есть школьные инспекторы, перевалило за 200.
Как объясняют в ГУВД, в милиции существуют "нормы положенности", прописанные еще указом президента Бориса Ельцина в 1993 году. В соответствии с ними, на каждые 4-5 тысяч несовершеннолетних положен один инспектор. И если в городе, скажем, тысяч восемь детей и подростков, то больше двух таких специалистов не дадут - на них не положена ни зарплата, ни прочее довольствие.
Однако, если внимательно изучить тот же указ, можно заметить строчки: "предусматривать с учетом местных условий и необходимости усиления борьбы с преступностью выделение дополнительных финансовых средств..." Что ж, в цимлянской и миллеровской школах необходимость введения должности инспектора доказала сама жизнь. А как быть с другими школами?