16.03.2010 00:44
    Поделиться

    По количеству автотранспорта, заправляемого пропан-бутаном, РФ в разы отстает от многих стран Европы, Азии и Америки

    Сегодня расширение сферы использования сжиженного углеводородного газа (СУГ) имеет непосредственное отношение к вопросам модернизации ввиду большей экологической и экономической эффективности газа в сравнении с другими видами топлива. В российском коммунальном секторе потребляется около 20% сжиженного углеводородного газа, поступающего на внутренний рынок (примерно 1,5-2 млн тонн в год), но он представлен преимущественно баллонами с пропан-бутаном, емкостью от 5 до 50 литров, которые используются только для приготовления пищи. Популярных в других странах систем автономного газоснабжения (только в Польше их порядка 100 тысяч), обеспечивающих выработку тепловой и электрической энергии, в России практически нет. То же самое касается использования СУГ и в качестве моторного топлива. По количеству на душу населения автотранспорта, заправляемого пропан-бутаном, РФ в разы отстает от многих стран Европы, Азии и Америки.

    Увеличение производства и потребления СУГ в нашей стране связано с такой важной проблемой, как утилизация ПНГ (попутного нефтяного газа), решение которой в своем Послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев выделил наряду с программой модернизации в числе приоритетных задач. ПНГ вместе с нефтью и газовым конденсатом является сырьем для производства СУГ.

    Однако триумфального шествия СУГ по стране пока ожидать не приходится, в значительной степени по причине искусственных ограничений, создаваемых устаревшей нормативной базой. Речь в данном случае идет о документах, регламентирующих вопросы безопасности объектов СУГ. Среди них можно выделить СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы" и НПБ (нормы пожарной безопасности) 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности".

    Основная проблема заключается в т.н. "пожарных разрывах" (расстоянии между пожароопасным объектом и другими объектами, устанавливаемое в целях предотвращения воздействия опасных факторов), которые требуется соблюдать при строительстве объектов СУГ. В частности, требования к АГЗС в плане удаленности от остальных объектов гораздо более жесткие, чем для обычных "бензиновых" АЗС. При такой ситуации строительство новых газовых и многотопливных заправок в крупных городах становится весьма проблематичным ввиду дефицита в мегаполисах свободных земельных участков.

    Аналогичные трудности возникают и при создании систем автономной газификации в населенных пунктах, поскольку СНиП 42-01-2002 требует размещения газгольдеров на значительном удалении от жилых домов (от 10 м и дальше) и других объектов.

    Безусловно, безопасность всегда должна ставиться во главу угла, но здесь встает вопрос о рациональном соотношении целей и средств. СНИП, о котором говорилось выше, хоть и принят в 2002 году, но по сути повторяет требования аналогичных документов 50-60-х годов. Тогда, еще на заре газовой эры, эти требования были вполне уместны, но за прошедшие полвека появилось оборудование качественно нового технологического уровня, позволяющее в разы повысить безопасность его применения. Использование систем автоматического отключения, постоянного контроля загазованности, электро химзащиты и т.д. сводят риски к минимуму. В Западной Европе допускается установка АГС и АГЗС даже в подвалах домов.

    Кроме того, имеется еще ряд ограничений по безопасности, вступающих в противоречие с самой идеей безопасности. Например, согласно действующим нормам на многотопливных АЗС, размещаемых в черте населенных пунктов, общая вместимость резервуаров для СУГ не должна превышать 20 куб. м. Такие ограничения по объему приводят к тому, что при нормальной работе заправки резервуар приходится наполнять чуть ли не каждый день. А, как известно, слив топлива из газовоза в резервуар - один из самых опасных видов работ, то есть тем самым искусственно повышаются риски, связанные с эксплуатацией АГЗС.

    Отметим, что большое количество неясностей, противоречий и недоработок в указанных выше нормативных документах дополнительно стимулируют административное рвение надзорных органов. Например, определение уровня индивидуального риска требуется только для объектов, на которых содержится 200 и более тонн СУГ, но многие надзорные органы требуют его определять и для других объектов, в том числе АГЗС.

    Возникает вопрос о принятии технического регламента по системам газораспределения и газопотребления на основе СУГ, который бы регулировал все технические аспекты строительства АГС и АГЗС с учетом современных реалий и в соответствии с рекомендациями Европейского Совета. Иначе при вступлении России в ВТО этот документ не будет признан из-за его расхождения с европейским стандартами. Конечной целью данного технического регламента станет стимулирование увеличения доли экологически чистого и экономически эффективного топлива при соблюдении всех необходимых, но адаптированных к нынешним условиям требований безопасности.

    Поделиться