Закон о госзакупках не дает покоя депутатам

Сразу три законодательные инициативы по совершенствованию Закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" были внесены в Госдуму.

Первая инициатива - дать право конкурсной комиссии привлекать экспертов уже на стадии рассмотрения заявок, для анализа предложений участников размещения заказов. Данная возможность, по мнению авторов законодательных инициатив, позволит членам комиссии, не обладающим специальными знаниями, опираясь на мнение экспертов при принятии решений, более качественно и квалифицированно оценивать заявки участников размещения заказов.

Эксперты ноу-хау разработчиков не поддерживают, считая инициативу излишней и вредной.

"Конкурсная, аукционная комиссия вправе на безвозмездной основе привлекать экспертов для анализа заявок участников размещения заказа". Зачем писать в законе о безвозмездности? - удивляется Александр Бойко, председатель совета директоров "Центра развития экономики" (B2B-Center). - Совет можно спрашивать у кого угодно и без рекомендации закона. Еще нормы римского права гласят: что не запрещено законом, то разрешено. Я считаю, эта поправка вредная. Потому что у экспертов сразу появится заинтересованность в даче рекомендации в пользу той или иной компании. А заказчик, выбирая победителя, формально может снять с себя ответственность за решение, ссылаясь на мнение эксперта. Ведь услуги эксперта рекомендованы законодательством".

По словам Кирилла Кузнецова, руководителя Центра эффективных закупок Тендеры.ру, идея формализовать участие экспертов в работе комиссий представляется излишней. "Дело в том, что в соответствии с N 94-ФЗ и КОАП ответственность за решения лежит исключительно на членах комиссии, но не на эксперте, - пояснил Кузнецов. - Предлагаемые изменения данного вопроса не касаются. Гораздо эффективнее, по нашему мнению, включать на время проведения торгов эксперта в комиссию. Это заставит его работать более ответственно".

Вторая законодательная инициатива: разработчики предлагают расширить перечень услуг, объем которых не поддается точному определению.

Авторы считают, что цены контракта на работы, услуги, в силу специфики которых не представляется возможным установить их фактический объем при заключении государственного контракта, должны быть распространены не только на услуги связи и юридические услуги (как в действующей редакции), но и на более широкую категорию работ и услуг, точный объем потребности в которых при размещении государственного или муниципального заказа установить невозможно или затруднительно в силу присущих таким услугам или работам особенностей.

По мнению Кирилла Кузнецова, эта инициатива не столь однозначна - допустить закупку по единичным расценкам, без точного указания предполагаемого к приобретению количества. "При этом перечень продукции, для которой такая закупка возможна, в законопроекте не определяется, - отметил эксперт. - Предполагается, что его установит минэкономразвития. Однако учитывая, что до сих пор не разработана номенклатура одноименной продукции, есть серьезные сомнения в возможности своевременно решить эту задачу. В целом же идея правильная - далеко не всегда заказчик объективно может определить необходимое количество".

Александр Бойко рассказал "РБГ", что текст в этом пункте (статья 9, 4.2) настолько плохо структурирован, что уловить суть довольно сложно. Здесь перемешаны и услуги, и ремонт, и запчасти. Наверное, если бы этот пункт был грамотно разбит на смысловые части, тогда и внесения таких поправок не потребовалось бы. "А если посмотреть на корпоративные закупки (в том числе в электронном виде), то можно увидеть, что там проводится огромное количество торговых процедур на покупку самых разных видов услуг, среди которых и страховые, и консалтинговые услуги, и оценка, - говорит эксперт. - И, надо сказать, у заказчиков ни разу не возникло сложности с определением объема таких услуг".

И, наконец, третья инициатива - это нераспространение N 94-ФЗ на закупки, связанные с реализацией государственной политики в отношении соотечественников за рубежом. Дело в том, отмечают разработчики данных поправок, что финансирование международных мероприятий, особенно в рамках поддержки соотечественников за рубежом, в силу своей специфики не всегда может осуществляться в рамках выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд на территории РФ. Более того, как правило, финансирование подобных мероприятий происходит, например, при долевом участии города Москвы по заявкам общественных организаций соотечественников за рубежом.

Таким образом, речь идет о реализации товаров, работ, услуг для государственных нужд, предметом которых является участие в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, а также осуществление целевых международных мероприятий с участием исполнительных органов субъектов РФ. Особенностью реализации данных соглашений является также то, что она осуществляется на основе заключения договоров с зарубежными некоммерческими организациями, порядок расчетов по которым осуществляется затратным методом, без определения и компенсации прибыли, а также с публично-правовыми образованиями.

"Это не закупочная проблема, а скорее понятие, лежащее в области международных отношений, - считает Александр Бойко. - И говорить об этом в N 94-ФЗ сложно, надо рассматривать практику. Хочется еще отметить, что если бы N 94-ФЗ был написан как закон, а не как инструкция, то не потребовалось бы столько переделок".

В свою очередь Кирилл Кузнецов отметил, что, несмотря на многочисленные поправки, федеральное законодательство, регулирующее размещение государственного и муниципального заказа, пока далеко от совершенства. По словам эксперта, одним из спорных моментов является несоответствие внутрироссийских правил закупок и соответствующих правил других государств, а также международных организаций. Конституция РФ декларирует превалирование норм, закрепленных международным договором, над внутренними нормами, определенными в федеральном законодательстве. Однако организация международных мероприятий не вписывается в указанный формат. "Учитывая относительно невысокий интерес со стороны зарубежных поставщиков к внутрироссийским закупкам, понятно желание авторов законодательной инициативы сделать такое исключение из жестких правил законодательства о госзаказе, - отметил Кузнецов. Оно достаточно логично и жизнеспособно".