Глава минрегиона Виктор Басаргин заявил, что со следующего года каждому из регионов будет выделен 1 млрд рублей на финансирование региональных инвестпроектов. В 2009 году решение о выделении средств на тот или иной проект решался индивидуально, сумма составляла от 600 до 1500 млн рублей. Чем теперь будет заниматься инвестфонд, изменятся ли подходы к региональным программам? Обсудить эти и другие вопросы мы пригласили двух экспертов: директора департамента инвестиционных проектов минрегиона Дениса Травина и первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике Галину Изотову.
Российская бизнес-газета: Уважаемые эксперты, каким вы видите очередной этап реализации региональной инвестиционной политики?
ДенисТравин: С 2011 года предусматривается направление средств Инвестиционного фонда для формирования региональных инвестфондов. Это будет происходить в виде субсидий бюджетам субъектов РФ.
Проект постановления о предоставлении субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных инвестпроектов сейчас разрабатывается и будет представлен в правительство РФ до середины 2010 года.
Распределение субсидий планируется исходя из квот, которые будут установлены минрегионом для каждой территории с учетом ее бюджетной обеспеченности.
РБГ: И что принципиально изменится?
Травин: Во-первых, у субъектов РФ появится право самостоятельно проводить отбор региональных инвестиционных проектов, исходя из приоритетов их социально-экономического развития. Во-вторых, значительно сократится период времени, так как отбор проектов пройдет на региональном, а не федеральном уровне.
Галина Изотова: Регионы располагают запасом идей и проектов, однако зачастую не имеют реальной информационной площадки для представления проекта потенциальным инвесторам. С другой стороны, активность потенциальных инвесторов, прежде всего иностранных, сдерживает отсутствие понятных для них правил ведения бизнеса в России. Поэтому участие государства в проекте, не обязательно в качестве соинвестора, является для них определенной гарантией минимизации рисков.
Именно такой информационной площадкой становится Экспертный совет, созданный в прошлом году.
РБГ: Можете привести примеры субъекта РФ, где участие властей в поисках инвестора сыграло решающую роль?
Травин: Сейчас менталитет региональных властей меняется: территории начинают конкурировать за инвестора. Каждый субъект РФ разрабатывает свои инструменты и механизмы по привлечению инвестиций в экономику.
Изотова: Немаловажно для эффективной инвестиционной деятельности открытость и прозрачность региональной власти, выстраивание доброжелательных взаимоотношений с бизнесом. Сегодня существует практика заключения соглашений о сотрудничестве между администрацией субъекта РФ и инвесторами при реализации инвестиционных проектов.
Травин: Примеров успешно работающих региональных инвестпроектов достаточно. Так, в Курганской области действует несколько крупных инвестиционных программ, таких как строительство Курганской ТЭЦ-2, куда привлечен почти миллиард рублей из инвестфонда РФ. Кроме того, здесь разработана программа модернизации систем коммунального теплоснабжения на 2009-2015 годы, которая предусматривает вложение в развитие коммунальной инфраструктуры муниципальных образований около 7 млрд рублей за счет кредитов Внешэкономбанка.
Среди востребованных на инвестиционном рынке территорий - Тульская область. Общий объем инвестиции в основной капитал за 2009 год составил 61 813,9 млн рублей, или 105 % к уровню 2008 во всех отношениях успешного года. Объем иностранных инвестиций составил 488,6 млн долларов США. В течение последних 10-15 лет работу региональных властей Тульской области по привлечению крупнейших инвесторов можно ставить в пример другим регионам. Как заявил Виктор Басаргин: "В области существует команда профессионалов, которые умеют правильно структурировать проект под требования современного инвестора. А это очень важно".
В 1993 году компания "Проктер энд Гэмбл" (США) стала стратегическим инвестором для Новомосковскбытхима. В настоящее время компания реализует два инвестиционных проекта с общим объемом инвестиций - 4,1 млрд. рублей.
Около 10 лет работает в Тульской области компания "Юнилевер" (Великобритания, Нидерланды), которая за этот период инвестировала в свое развитие более 5 млрд. рублей.
Изотова: В свою очередь хочу добавить, что в регионе создана прогрессивная законодательная база, направленная на поддержку инвестиционной деятельности за счет предоставления налоговых льгот, гарантий, оказания содействия в подборе земельных участков, сопровождения проектов, упрощения процедуры их согласования.
Как результат - у туляков по итогам 9 месяцев 2009 года 5-е место в Центральном федеральном округе по объему инвестиций в основной капитал и второе место по темпу их роста.
РБГ: От чего зависят предпочтения инвесторов в выборе территории для вложения средств?
Травин: Решение инвесторов зависит и от наличия в регионе необходимой инфраструктуры и готовности властей способствовать ее развитию, поскольку это главное ограничение для роста экономики.
Не исключено, что государство сможет сыграть и роль инвестиционного или финансового посредника в конкретном проекте и найти необходимые для реализации проекта средства. Недавно мне удалось побывать в Китае в составе делегации минрегиона. Китайская сторона заинтересовалась участием в реализации проектов в российских регионах. Причем китайские инвесторы допускают любые формы такого участия: как в качестве строительного подрядчика, так и инвестора, и как финансирующего банка. В рамках Экспертного Совета нам удастся сформировать перечень реальных проектов, которые, уверен, заинтересуют китайских инвесторов.
РБГ: По данным рейтингового агентства "Эксперт РА" по итогам прошлого года в числе регионов-лидеров по инвестиционному потенциалу оказались Чечня и Осетия. С чем вы это связываете?
Травин: Такая статистика нам неизвестна. Однако сейчас много говорится про Северный Кавказ. Минрегион также разрабатывает ряд мер по улучшению инвестиционного климата в субъектах РФ, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Главным фактором риска при реализации любого инвестиционного проекта в большинстве субъектов Северного Кавказа, на мой взгляд, является отсутствие гарантий личной безопасности и безопасности бизнеса. Считаю, что наиболее перспективным направлением было бы создание систем коллективной безопасности инвесторов в рамках различных промышленных кластеров (ОЭЗ, промышленные парки и пр.). Имею в виду размещение объектов инвестиций на специально охраняемых территориях с развитой инфраструктурой под гарантии региональных властей.